Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдтпредрек, что созданные российскими спецслужбами "республики" на части территорий Донецкой и Луганской областей станут "народными республиками" без народов.
В этих словах политика – не столько образ, сколько понимание ситуации, в которой окажутся оккупированные территории в случае, если их не удастся вернуть под контроль Украины, изгнав оттуда восторжествовавшую уголовщину.
Примеров обезлюденья на постсоветских просторах сколько угодно. Пожалуй, самым ярким является Приднестровье – самый богатый регион Молдовы за последние десятилетия лишился огромного количества населения, превратившись в заповедник советских пенсионеров и маргиналов, которым в буквальном смысле слова некуда ехать. Молодежь воспользовалась неожиаднными возможностями, которые дает проживание на “ничейной” земле – ведь в самопровозглашенной республике можно без особых хлопот получить российский, украинский, молдавский и даже румынский паспорта! Да, приднестровский тоже можно – только кому нужна эта “филькина грамота”?
Но зато с российским паспортом можно осесть в России, с украинским – в Украине. Можно переселиться на основную территорию Молдовы, где нет российских войск и их марионеток. А можно и вовсе уехать в Европейский Союз – благо, румынский паспорт предоставляет такую возможность. И уже из Бухареста или Парижа писать в социальные сети о русском мире иПутине – такое тоже случается, образование в приднестровских школах забивает мозги. Но количество населения от любителей Путина за пределами Приднестровья не увеличивается. И то же самое произойдет в Донецке и Луганске.
Если регионы не будут освобождены, им уготована “черных дыр”, контрабандистского Эльдорадо, через которое из Россию и в Россию будет поставляться продукция, обогащающая кремлевских жителей и тех, кто получит от них лицензии на воровство. Не сомневаюсь, что и в Украине найдутся желающие поучаствовать в привлекательных схемах – тем более, что следы подобных махинаций можно будет легко скрыть за любым неожиданным обострением военных действий, любым артиллерийским обстрелом, который отдельно можно будет оплатить командиру российской воинской части или просто бандиту-“ополченцу”. Словом, даже если нам удастся уничтожить контрабанду в нашей стране, она переместится туда, в зону российского контроля.
Беда только в том, что в республиках контрабандистов не нужно население – интересны только те, кто непосредственно участвует в схемах, а остальные используются исключительно в роли “пушечного мяса” – потенциальных жертв обострения конфликта, которое рано или поздно может оказаться необходимым Владимиру Путину или его преемнику. Словом, жители оккупированных территорий окажутся на бойне, спастись из которой можно только чудом.
И они будут спасаться. Задача Украинского государства – помочь им в этом: если мы не можем вернуть себе контроль над территориями, необходимо вывезти оттуда людей. Вероятность заселения Донбасса пришлыми теперь не велика: Россия находится на грани демографической катастрофы и скорее будет использовать наше население для увеличение популяции своих обезлюдевших регионов, чем посылать в оккупированные районы потенциальных манкуртов.
Понятно, что многие жители региона будут получать российские паспорта и уезжать в Россию – но это честнее, чем пытаться переехать в чужую страну вместе с украинской территорией. Более того, я уверен, что Украинское государство должно поощрять такой отъезд тех, кто не может найти себя в цивилизованном мире – и эта модель поощрения может пригодиться после освобождения Крыма. Но тем, кто хочет жить в Украине и вместе с нами строить новую страну в Европе – нужно помочь уехать из “народных республик” без народов.
Украинским гражданам там делать нечего.
Виталий ПОРТНИКОВ