Ученые идентифицировали мозг, обнаруженный в прошлом году, как принадлежащий первому в мире хищнику. Мозг был найден в останках ископаемого существа, которое жило в нижнем кембрии около 520 миллионов лет назад.
Как показало исследование, найденный мозг значительно проще, чем те, что были найдены ранее в окаменелостях. Как установили ученые, мозг принадлежит хищнику, известному как аномалокарис, что переводится как “аномальная креветка”.
Давно вымершие, свирепые на вид членистоногие, были впервые обнаружены в ископаемом состоянии в конце 19 века, но правильно классифицированы были лишь в начале 1980-х годов. Стоит отметить, что ученые спорят о том, где должен располагаться этот вид на дереве жизни.
“Наше открытие должно помочь закончить эти споры, – сказал профессор Николас Штраусфелд, заведующий кафедры энтомологии в Университете Аризоны. – Оказывается, мозг кембрийского хищника был намного проще, чем у некоторых из его возможных жертв, и он удивительно схож с мозгом современных червеобразных”.
То обстоятельство, что мозг древнего хищника был примитивнее, чем мозг его жертв, позволяет предположить, что эволюции нервной системы способствовало появление хищников. Основываясь на строении мозга, ученые предположили, что аномалокарисы являются предками современных бархатных червей. Эти червеобразные животные оснащены короткими ножками, которые заканчиваются крохотными когтями.
Бархатные черви, которые также являются хищниками, достигают в длину не более 5 сантиметров и чаще всего встречаются в Южном полушарии, где они обитают в подлеске и опавшей листве. Питаются они жуками и другими мелкими насекомыми.
Анатомия аномалокарисов во многом схожа с современными бархатными червями, отмечают исследователи. Черви имеют простой мозг, расположенный в передней части рта, и пару ганглиев – нервных клеток, расположенных в передней части зрительного нерва и у основания длинных щупалец.
Сходство мозга и других атрибутов дает все основания предполагать, что кембрийские хищники являются дальними родственниками сегодняшних бархатных червей.
Сяо Ма из Музея естественной истории в Лондоне, соавтор исследования, добавила: “Это еще один вклад в новую область исследований, которую мы называем нейропалеонтология”.