Более грязной войны современная история еще не знала.
Когда в начале российских действий в Крыму Владимир Путин заявил журналистам, что “российские военные будут стоять позади людей – не спереди, а сзади”, многие комментаторы восприняли эти слова президента как фигуру речи. Но Путин в последнее время – куда откровеннее, чем в предыдущие годы своего президентства, и он делится с журналистами не эмоциями, а планами.
Российские войска, штурмующие штаб Южной военно-морской базы ВМС Украины, действительно прикрываются женщинами и детьми. И ополченцами-аксеновцами – на случай, если не получится с женщинами, те должны обеспечить безопасность российских солдат. Разумеется, к зданию штаба подогнан трактор – надеюсь, не тот же самый, которыйбыл задействован в начале протестного движения на Банковой и должен был, по замыслу режиссеров, дать Виктору Януковичу возможность беспрепятственно разогнать разбушевавшийся Майдан.
Более грязной войны, чем та, которую вооруженные силы Российской Федерации проводят против украинских частей в оккупированном Крыму, современная история еще не знала. Мне трудно представить, что ощущают солдаты, идущие позади женщин и детей – стыд, угрызения совести или уверенность, что любой приказ, любой прием командования хорош, когда нужно воевать со вчерашними “братьями”.
Мне трудно представить что ощущают граждане России и не опасаются ли они, что завтра – когда Россия будет воевать уже не только с Украиной – они сами встанут впереди колонн, чтобы обеспечить безопасность главной опоры власти.
Но я представляю, что ощущаю я сам – чувство вины перед этими женщинами и ополченцами, каких бы взглядов они не придерживались, чувство гордости за своих соотечественников, которые на маленьких островках свободы в Крыму сдерживают беспричинный оголтелый натиск и чувство презрения к тем, кто растоптал само понятие воинской доблести и чести, кто трусливо прячется за спинами женщин и детей.