Сейчас в украинских кинотеатрах идет «Советник» — фильм, в котором 80-летний писатель Кормак МакКарти дебютировал в качестве сценариста. По этому случаю «i» перечисляет его коллег-кинематографистов, сделавших профессию уважаемой.
«Чтобы снять великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий», — говорил Альфред Хичкок. Каждый второй актер, которого во время интервью вынуждают вывести формулу идеального кино, первым делом называет сценарий. Зритель же почти никогда не интересуется именем сценариста, решая, на что потратить пару часов своей жизни. Если сценаристов и упоминают на афише – только исчезающее мелким шрифтом.
Исключения, конечно, бывают: сценариста ставят во главу пиар-компании и набирают его фамилию на афишах капслоком. Кормак МакКарти (на фото вверху) — великий американский писатель, живой гений, лауреат Пулитцеровской премии и один из самых очевидных претендентов на Нобелевскую – в числе таких исключений.
Его дебют в кино — формальный. Сценарий «Советника» собственноручно он написал действительно впервые, но уже экранизировались его книги («Дорога», «Старикам тут не место») и пьеса («Сансэт Лимитэд»). И хоть реакция на фильм публики и критиков скорее отрицательная, сочиненная Кормаком МакКарти история, безусловно, главная приманка перенаселенного звездами первой величины «Советника».
Другие сценаристы, чьи имена стоит запомнить, — в нашем обзоре. В список лучших перьев Голливуда не вошли выдающиеся сценаристы, являющиеся не менее выдающимися режиссерами и пишущие преимущественно для себя — такие, как Квентин Тарантино, Вуди Аллен, братья Коэны и братья Ноланы.
Аарон Соркин
Что написал: «Несколько хороших парней», «Американский президент», «Социальная сеть», «Человек, который изменил все», сериалы «Западное крыло» и «Служба новостей».
Особые приметы: Соркин мастерски владеет техникой «walk and talk»: персонажи стремительно передвигаются в кадре и безостановочно говорят. У большинства его героев язык подвешен так хорошо, что даже если болтают они о свободе слова или бейсболе, это увлекательнее иных батальных сцен. Собственно, на 90% фильмы и сериалы Соркина и состоят из батальных сцен — словесных. Знаете знаменитую стэнфордскую речь Стива Джобса? Знаете, с кем он советовался, когда писал ее? С Соркиным, конечно. Шутка ли, для американского президента из «Западного крыла» он понаписал таких речей, что в результате социологического опроса выяснилось: пойди сериальный герой на президентские выборы — он бы их выиграл.
О себе: «Идеальная жизнь выглядит для меня так: я подсовываю под дверь гостиничного номера готовые сценарии, а в обмен мне приносят еду».
Цитата из фильма: «Поверьте мне, джентльмены, в мире нет ничего более сексуального, чем женщина, которой можно с утра отдать честь», — Джек Николсон в фильме «Несколько хороших парней». Этот фрагмент использовался в рекламном ролике в поддержку кандидата в президенты Хилари Клинтон в 2008 г.
Чего ждать: Соркин работает над сценарием еще одного биографического фильма о Стиве Джобсе.
Ричард Кертис
Что написал: «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл», «Дневник Бриджет Джонс» (адаптация книги Хелен Филдинг), «Реальная любовь», «Рок-волна», сериал «Мистер Бин».
Особые приметы: Родившийся в Новой Зеландии чех прославился фильмами, изображающими открыточную Англию. Отец британской романтической комедии, он придумал лучшие роли Хью Гранта, который в фильмах Кертиса эволюционировал от лавочника-библиофила до премьер-министра, так и оставшись неопытным новичком в любовных делах. Кертис много лет живет и воспитывает детей с правнучкой Зигмунда Фрейда Эммой, что не мешает ему быть большим поклонником фотомодели Кейт Мосс: хотя бы упоминание о ней он пытается протащить в каждый свой фильм – в свежайшем «Возлюбленном из будущего» вообще полно ее гигантских фото. Десять лет назад Кертис стал еще и режиссерам, поставив фильмы по трем своим сценариям — их легко узнать: в каждом из них играет лучший друг Кертиса Билл Найи.
О себе: «Мои неловкие в любовных делах герои-мужчины — это не портрет англичанина, а скорее мой. В молодости я был безнадежен в отношениях с девчонками и не мог найти ту, которой бы я понравился, до 32-х лет».
Цитата из фильма: «Привет, детки. Есть сообщение от дядюшки Билла. Не покупайте наркотики. Становитесь поп-звездами… и получите наркоту даром!» — Билл Найи, «Реальная любовь».
Чего ждать: Кертис объявил, что завязывает с режиссурой, отнимающей слишком много времени и сил. А вот сценарии писать продолжит. В 2014-м выйдет экранизация романа Энди Маллигана «Мусор», который он адаптирует для экрана.
Шейн Блэк
Что написал: «Смертельное оружие», «Последний бойскаут», «Последний киногерой», «Долгий поцелуй на ночь», «Поцелуй навылет», «Железный человек — 3» (в последних двух фильмах был еще и режиссером).
Особые приметы: Мастер развлекательного кино. У него нет даже номинации на «Оскар», но есть не менее внушительный знак отличия: Блэйк — первый сценарист, получивший миллионный гонорар (это были даже $1,75 млн. — за «Последнего бойскаута»). Сценарий «Смертельного оружия» он написал в 23 года, для этого ему потребовалось всего шесть недель. Кроме отменного чувства юмора, сочетающегося с психологической достоверностью, сценарии Блэйка имеют и другие отличительные черты: он предпочитает закручивать историю вокруг похищения героя, показывает в своих фильмах Рождество и любит начинать тексты сценариев с буквы L.
О себе: «В моих фильмах всегда есть место юмору, герои шутят, даже находясь в перестрелке. Это помогает зрителю поставить себя на их место — но только в том случае, если это неглупые шутки. И еще они должны шутить как реальные люди, не замирая в ожидании того, что зритель заметит прикол и зааплодирует: просто бросил шутку — и двигаешься дальше».
Цитата из фильма: «Я слишком стар для всего этого дерьма», — Дэнни Гловер в «Смертельном оружии».
Чего ждать: В планах Блэка числится приключенческий фильм «Doc Savage».
Чарли Кауфман
Что написал: «Быть Джоном Малковчием», «Признания опасного человека», «Адаптация», «Вечное сияние чистого разума», «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (последний — режиссерский дебют).
Особые приметы: Мастер фильмов-головоломок, сценарист-интеллектуал. Всегда приглашает зрителя в увлекательное путешествие внутрь головы главного героя (иногда буквально). Остроумно и увлекательно исследует в своих фильмах такую сложную тему, как природа творчества. Впав в ступор от изнурительных попыток адаптировать для кино книгу «Вор орхидей», написал в итоге сценарий «Адаптации» — фильма о неудачливом сценаристе Чарли Кауфмане и его брате-близнеце (их сыграл Николас Кейдж), который принес настоящему Кауфману и его вымышленному брату по номинации на «Оскар».
О себе: «Если вы спросите, почему меня так привлекает идея находиться внутри чужой головы, я отвечу, что провожу большую часть времени внутри своей, и все важные вещи происходят именно там».
Цитата из фильма: «Любой идиот может ввести закадровый голос, чтобы объяснить мысли героя», — Брайан Кокс, играющий реального преподавателя сценарного мастерства Роберта Макки в «Адаптации».
Чего ждать: «Фрэнк и Фрэнсис» — история о кинорежиссере и интернет-тролле, разгромившем его новый фильм в рецензии. Также режиссер Гильермо дель Торо уверяет, что ангажировал Кауфмана для превращения в киносценарий «Бойни номер пять» Курта Воннегута.
Джо Эстерхаз
Что написал: «Танец-вспышка», «Основной инстинкт», «Щепка», «Шоугерлз».
Особые приметы: Среди его профессиональных наград преобладают «Золотые малины» — так называется кинематографическая антипремия. Но это не помешало Эстерхазу, прибывшему в США из Венгрии, быть одним из самых дорогих сценаристов Голливуда, а его фильмам — собирать внушительные кассы. Эстерхаз не чурается сексизма и недолюбливает женщин — возможно, его преждевременный выход на пенсию связан не только с личными обстоятельствами (ему пришлось сразиться с раком и победить его), но и с тем, что его стиль и излюбленные темы не совместимы с современными представлениями о политкорректности.
О себе: «Когда я был молодым корреспондентом газеты, мне пришлось писать о том, как вооруженный человек захватил в заложницы свою бывшую подругу. Спустя двадцать два года я описал эту историю в сценарии и продал его «Парамаунту» за два миллиона долларов, правда фильм по нему так и не сняли».
Цитата из фильма: — Здесь нельзя курить, мисс Траммел.
— Вы арестуете меня за это? («Основной инстинкт»)
Чего ждать: Никаких конкретных планов после ссоры с Мэлом Гибсоном по поводу фильма об Иуде Маккавее.
Автор: Наталья Кандаурова