Вслед за Виктором Януковичем и премьер Николай Азаров призвал сокращать потребление российских энергоресурсов
При этом глава правительства говорит не только о газе, но и о нефти: «другого способа, как уменьшать энергозатраты и находить альтернативы российскому газу и нефти не существует. Такая зависимость, которая есть в Украине нам не по карману».
Слова Азарова свидетельствуют о том, что украинские власти перестают доверять не только «Газпрому», но и российским владельцам украинской нефтянки. И начинают задумываться о ситуации, при которой владеть украинскими нефтеперерабатывающими заводами станет просто невыгодно – если ты ориентируешься на российские поставки. А для российских концернов весь смысл владения – именно в том, что они перерабатывают российскую нефть на украинских заводах. Представить себе, что маршрут поставки сырья изменится, а владелец останется, теоретически, конечно же, возможно. Но только в цивилизованном мире. А в нашем у российского владельца строго спросят в Кремле зачем он помогает выжить стране, до сих пор не понявшей, где ее настоящее место и не желающей проситься в пресловутый Таможенный союз.
Так украинская власть может поставить российских нефтяников в ситуацию, когда они будут вынуждены либо защищать свои интересы в споре с собственным, обуреваемым имперскими иллюзиями руководством, либо уходить. И в этом нет никакой фантастики: литовцы выстояли в многолетнем сражении с Москвой за Мажейкяй, главный нефтеперерабатывающий комплекс Балтии. В Кремле настаивали на том, чтобы комплекс принадлежал российской компании, даже добились своего. Парадоксальным образом литовцев спас крах империи Михаила Ходорковского. После того, как владевший Мажейкяем ЮКОС был разорен, Вильнюс не стал отдавать предприятие новому фавориту Кремля «Лукойлу».
Да, нефтепровод, как это обычно бывает, испортился, российские поставки прекратились. Но сегодня комплекс принадлежит польскому собственнику. И в результате изменилась ситуация не только с энергетической зависимостью Литвы от России, изменилась сама политическая и общественная жизнь страны, в которой пророссийские политики и бизнесмены все в большей степени маргинализируются и утрачивают влияние. Не стоит забывать, что российский газ и российская нефть – не просто энергоресурсы. Это оружие.