Теле-теле-тесто

no image

От нового собственника «Укртелекома» рынок ждет кардинальных изменений, ибо прежний владелец компании ее почти не развивал.

Покупка «Укртелекома» в марте 2011 года малоизвестной компанией EPIC вызвала большое удивление украинских связистов. Приватизации крупнейшего игрока рынка ждали с 2007-го, надеясь, что она поможет преодолеть застой в отрасли телекоммуникаций. Но приход нового собственника — темной лошадки, не обладавшей ни внушительными средствами, ни завидной компетенцией, не сулил никаких перемен. Их и не было. Теперь снова ждут перемен.

Что купили

По состоянию на апрель 2013 года абонентов мобильной связи в Украине насчитывалось 61,2 млн — в пять раз больше, чем фиксированной

Группа СКМ Рината Ахметова и группа EPIC 3 июня нынешнего года подписали договор купли-продажи 100% акций компании UA Тelecominvest Limited (Кипр), которой принадлежат корпоративные права ООО «ЕСУ» (Украина). Последняя владеет 92,79% акций ПАО «Укртелеком» (см. «Проверка связи»).

Стоимость сделки не оглашается. Эксперты полагают, что она ниже 10,5 млрд гривен, отданных за «Укртелеком» два года назад. Ведь актив за это время сдал. Если в 2010-м его доля на рынке фиксированной связи составляла 75%, а на интернет-рынке — 32%, то по итогам прошлого года доли снизились соответственно до 66 и 30%. Кроме того, украинцы с 2009-го отказываются от фиксированной телефонной связи в пользу мобильной. За первый квартал 2013 года количество абонентов фиксированной связи сократилось на сто тысяч (на 1,8%) — до 11,9 млн. По прогнозам инвестиционной компании «Сократ», тенденция сохранится — в ближайшие пять лет количество абонентов стационарной телефонии будет уменьшаться на 1,4% ежегодно.

tele1 Економічні новини

По состоянию на апрель 2013-го абонентов мобильной связи в Украине насчитывалось 61,2 млн — в пять раз больше, чем фиксированной. Но у мобильного подразделения «Укртелекома», выведенного в компанию «Тримоб», всего 839 тыс. пользователей. Правда, скромный тримобовский показатель можно трактовать и иначе: в январе 2010-го абонентов у компании было лишь 432 тыс., то есть налицо двукратный рост.

Есть и другие позитивные моменты. Например, раздутый штат «Укртелекома» удалось сократить более чем на 20% — примерно до 60 тыс. человек. А благодаря повышению тарифов на фиксированную связь в 2011–2012 годах (в городе — на 30% и в сельской местности — на 80%) компания улучшила и финансовые показатели. За два года EBITDA выросла в полтора раза, до 1,66 млрд гривен, а рентабельность — на 8,5 п. п., до 24,5%. Впрочем, тарифы на фиксированный интернет-доступ пришлось снизить, и с 2010-го по 2012 год при росте абонентской базы на 36% доходы этого направления увеличились только на восемь процентов.

Несмотря на оптимистичные финансовые отчеты, котировки акции «Укртелекома» на ПФТС за два года упали в четыре раза. И на момент последней продажи его капитализация составила 2,4 млрд гривен (или 300 млн долл.). В 2007 году, когда эта компания была внесена в списки объектов, готовящихся к приватизации, ее оценивали примерно в четыре миллиарда долларов, а уже в 2008–2009 кризисных годах цену продажи, по разным оценкам, прочили в диапазоне 1–1,5 млрд.

tele2 Економічні новини

Революция отменяется

Продавец не готов уступить «Тримоб» менее чем за 500 млн долларов, в то время как операторы красной ценой считают 250 млн

Чтобы не было домыслов, управляющий директор SCM Advisors Илья Архипов в корпоративном блоге подробно рассказал, чего следует ожидать от нового собственника. Никаких революций в «Укртелекоме» после закрытия сделки не планируется. Узкие места компании будут выявлены и последовательно устранены, а сама команда приступит к работе над эффективностью. Архипов заверил, что сейчас повышение тарифов экономически нецелесообразно, но есть смысл поискать возможности синергии. «Мы считаем, что уже на нынешнем этапе ”Укртелеком“ и VEGA могут совместно развивать и эксплуатировать магистральную сеть и сеть доступа. Это значительно повысит операционную эффективность обеих компаний, позволит снизить затраты и повысить надежность сети. Кроме того, участие в синергии бизнесов может принять и life:) (торговая марка компании ”Астелит”, также контролируемой Ринатом Ахметовым. — ”Эксперт”). Это и совместное использование телекоммуникационных вышек, и взаимный роуминг, и общие проекты в области широкополосного Интернета», — подчеркнул Архипов.

tele3 Економічні новини

Но топ-менеджер ничего не сказал о мобильном подразделении. Ведь главной фишкой «Укртелекома» была и остается пока единственная на украинском телекоммуникационном рынке лицензия на технологию UMTS. И именно судьба «Тримоба» сегодня под пристальным наблюдением игроков. Есть, по крайней мере, три сценария развития событий. Первый — активное развитие связи третьего поколения собственными силами на базе «Астелита», второй — совместное строительство сети 3G тройкой мобильных операторов, и третий — продажа мобильного подразделения одному из игроков за кругленькую сумму. По неподтвержденным данным, переговоры о продаже ведутся постоянно, и главным камнем преткновения является цена. Продавец не готов уступить «Тримоб» менее чем за 500 млн долларов, в то время как операторы красной ценой считают 250 млн, ведь только в первый год на развитие сети и базовое покрытие нужно будет истратить около 300 млн долларов.

Если «Укртелеком» попытаются объединить с другими профильными активами, входящими в группу СКМ, то есть опасность, что родные компании не «переварят» монстра. Хотя, по мнению Архипова, будет достаточно опыта менеджмента СКМ по объединению нескольких небольших телекоммуникационных операторов в одного большого игрока фиксированной связи — группу VEGA.

По мнению консультанта консалтинговой компании Netton Telecom Романа  Химича, эйфория, которая проявляется сегодня по поводу покупки «Укртелекома» самым богатым украинцем, неуместна. По его мнению, гигант может и дальше «паразитировать в интересах новых хозяев, начиная от злоупотребления своим монопольным положением на рынке кабельной канализации до введения общеотраслевого налога, пресловутого фонда универсальных услуг, а по сути побора, который в конечном итоге будет перераспределен в пользу “Укртелекома”».

Альфа-сопротивление
tele4 Економічні новини

Роман Химич, консультант Netton Telecom:

— На пути получения синергетического эффекта «Астелита» и «Укртелекома» стоит «Альфа-Групп», которая может влиять на развитие «Астелита» посредством Turkcell (последняя — владелец 55% акций «Астелита»; компании «Альфа» принадлежит около 13% Turkcell. — «Эксперт»).

«Альфа-Групп» всеми силами будет препятствовать благополучному объединению, поскольку усиление позиций «Астелита» и неминуемый передел рынка — удар по позициям «Киевстара», акционерами которого она также является. Эта компания зарекомендовала себя как искусный интриган. Велика вероятность того, что в стремлении сохранить позиции «Киевстара» она будет действовать привычными методами.

 
Время упущено
tele5 Економічні новини

Дмитрий Худолей, член научно-экспертного совета Национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ), бывший министр связи Украины (1996–1999):

— В конце 1990-х «Укртелеком» работал более эффективно. Была целостная система, не разделенная с единым органом управления — Министерством связи. И в 1996 году было много желающих приобрести этот актив. Компании Deutsche Telekom и France Telecom предлагали за 25 процентов акций тогдашнего «Укртелекома» более пяти миллиардов долларов. Но в то время было очень много противников продажи, и «Укртелеком» попал в список запрещенных к приватизации объектов как стратегическое предприятие для страны. И время, конечно, было упущено.

 
«Тримоб» — вот что интересно
tele6 Економічні новини

Олег Проживальский, директор по корпоративному контролю и управлению оператора «МТС Украина», бывший министр связи Украины (1992–1995):

— Вы всегда были сторонником скорейшего перехода крупного государственного оператора связи в частные руки. Как вы оцениваете покупку «Укртелекома» Ахметовым?

— То, что «Укртелеком» в течение двух лет принадлежал небольшой и малоизвестной в сфере связи компании — плохо и для него, и в целом для рынка и государства. Плохо это было и для телеком-операторов. Ведь мы взаимодействуем, нам нужны, например, взаимные точки подключения и прочее. Если у бизнеса появляется собственник, готовый развивать его, инвестировать средства, это положительный момент.

— Огромный телекоммуникационный оператор уже два года находится в частных руках. Как обеспечивается безопасность государства, например, спецсвязь?

— Закон, по которому приватизировалась компания «Укртелеком», предусматривает выделение спецсвязи в государственное предприятие и его бюджетное финансирование. Это должно быть сделано, поскольку является условием приватизации. А в целом не вижу никаких проблем в том, что «Укртелеком» перешел в частные руки. Чем больше будет здоровых и сильных игроков на рынке, тем лучше для экономики в целом.

— Каких шагов от новых собственников вы ждете в ближайший год?

— Развития.

Прежде всего хотелось бы знать, что новый собственник собирается делать с компанией «Тримоб». Будет ли он развивать это направление? Будет ли искать партнеров? Этот ресурс можно использовать более эффективно, чем до сих пор. Также хотелось бы понимать, будут ли раздаваться новые лицензии на технологию UMTS и когда.

— Хотите купить «Тримоб»?

— Если компанию выставят на продажу, мы изучим предложение. В любом случае цена должна оправдывать покупку. Если цена неразумная — это никому не интересно.

 
Чужой опыт

В большинстве государств СНГ решение о приватизации телекоммуникационных компаний было принято под давлением международных организаций, таких, как Всемирный банк и Всемирная торговая организация (ВТО). Первая продажа телекоммуникационных госактивов в СНГ состоялась в Казахстане в 1997 году: 40% акций «Казахтелекома» за сто миллионов долларов купила южнокорейская корпорация Daewoo. Однако уже через год корейская сторона признала, что не может выполнить финансовые обязательства по тендеру. В итоге акции «Казахтелекома» вернулись на родину и пошли по рукам. В 1998 году их выкупил крупнейший частный банк страны Казкоммерцбанк, который почти сразу продал четверть пакета на открытом рынке.

В Европе приватизация телекоммуникационных активов тоже далеко не всегда позволяла компаниям почувствовать себя лучше. В начале нынешнего века пытались спасти от краха British Telecom, ставший акционерной компанией еще в 1984 году, разделив его в течение года на две компании — мобильной и фиксированной связи. В итоге было сокращено несколько тысяч рабочих мест и проведена масштабная продажа активов.

Приватизация France Telecom  позволила частично оздоровить компанию, но среди ее персонала прокатилась волна самоубийств (см. «Суицид — ответ приватизации»).

Автор: Ирина Государская

Эксперт-Украина, №23 (394) 17 июня 2013 г.

http://expert.ua/articles/16/0/11485/


Все статьи