На прошлой неделе я участвовал в Конгрессе Международной федерации журналистов, который проходил в Дублине, представлял там Независимый медиа-профсоюз как его председатель. Этот опыт будет полезен представителям и других профессиональных сфер Украины.
Мне трудно представить цифры и факты, но у меня ощущение, что мы слишком погружены в свои внутренние проблемы и не очень активны на международной арене.
Между тем, международное сотрудничество дает очень много возможностей, в частности, для развития профессионального движения в Украине так и защиты интересов представителей Украины из различных сфер деятельности.
Я был полностью убежден, что украинцам надо надлежащим образом представить свою страну. Если информация о стране расходится, она становится узнаваемой, с ней охотнее имеют дело, ей больше доверяют. Хотя несколько поздно, но написал письмо с предложением предоставить слово украинцам президенту МФЖ Джиму Бумеле.
Я заинтересовал его тем, что Украина является уникальной страной на постсоветском пространстве, журналисты которой способны объединиться для защиты своих интересов. Он признал идею интересной, и я был включен в число главных выступающих конгресса.
Мое выступление провели, хотя и не бурными, но аплодисментами. Ко мне подошла журналистка из радио какой-то страны — уж не помню какой. Она сказала, что я рассказал об моем опыте, и попросила интервью.
Я уверен, что нам не стоит комплексовать даже перед западными странами, а уж на постсоветском пространстве — так точно. Вот кратко суть моего выступления. После убийства Георгия Гонгадзе именно настойчивость наших журналистов привела к тому, что дело не замяли, а убийц и организатора посадили.
Перед помаранчевой революцией произошла журналистская революция — журналисты массово вышли на улицы и заставили власть отказаться от цензуры. В прошлом году массовые протесты журналистов заставили власть отозвать законопроект, предусматривающий уголовное наказание за клевету.
Подчеркну: клевета — это плохо. Такая проблема существует. Но ее можно решить в рамках существующего законодательства, без привлечения журналиста к уголовной ответственности. Принятие такого закона дал бы власти инструмент для давления на журналистов.
И, наконец, свежая история с избиением Ольги Сницарчук и Влада Соделя. Лишь немедленная массовая реакция журналистов привела к тому, что власти стали расследовать это дело. Они заинтересованы в том, чтоб заболтать вопрос. И только от настойчивости журналистов зависит, будет ли дело доведено до конца.
Уверен, что подобных историй полно во всех сферах жизни нашей страны. И представлять Украину на международной арене нужно не только как территорию, стонущую под игом бандитов-беспредельщиков, но и как страну, народ которой способен на конструктив.
Прямо во время конгресса МФЖ возникла идея выдвинуть меня в руководящие органы федерации — исполнительный комитет. Это фактически была импровизация. Я выдвинулся и набрал 109 голосов. Победитель набрал 280 с чем-то.
Кулуарную работу мы с коллегами из Национального союза журналистов почти не вели. Эти голоса почти полностью завоеваны моими публичным выступлениями. Замечу, что, например, наши восточные соседи в кулуарах аж потели — так договаривались о поддержке их кандидата. В итоге он не пришел, набрав лишь на пару десятков голосов больше, чем я. Публично россияне были крайне пассивны.
Отсюда вывод, что публичную работу нужно совмещать с кулуарной. Кроме того, нужно изучить систему голосования и действовать с ее учетом. Интересно, что самое большое количество голосов набрал представитель далеко не самой влиятельной Палестины. Я вообще его имя услышал впервые, когда озвучивали результаты выборов.
Голосование на конгрессе МФЖ проводится рейтинговое — все могут голосовать за всех. Подозреваю, что там существовали договоренности представителей определенных стран в взаимной поддержке. Но что мешает нам договариваться о том же с европейцами или с хотя бы с представителями постоветского пространства?
Ну и главное правило: не бойтесь, коллеги. Мы ничем не хуже многих других. Просто у нас опыта меньше. Но он — дело наживное. Надеюсь, что и моя эта статься поможет кому-то продвигаться на международной арене.