Меняя требования к производителям, Евросоюз защищает свои рынки от импорта, тем самым умело вставляя палки в колеса украинским пищевикам.
КОЛИЧЕСТВО пищевых предприятий, которые приспособились к условиям торговли на европейском уровне, на сегодняшний день не превышает 10%. Такие данные приводит заместитель председателя Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы (Госветфитослужбы) Виталий Башинский. «Остальным потребуется минимум пять лет, чтобы приспособиться к выходу на европейские рынки. При этом некоторые предприятия не смогут прыгнуть выше головы и подтянуться до необходимого уровня», — прогнозирует эксперт.
Но если копнуть глубже, выяснится, что особой вины самих производителей продуктов в сложившейся ситуации нет. Просто европейцы не устают менять пищевые стандарты, тем самым закрывая собственный рынок от нежелательного импорта. В том числе и украинского. Так, на смену тем международным стандартам управления качеством (ISO 9001 и 14001), в получение и подтверждение соответствия которым ежегодно инвестировали значительные средства украинские пищевые компании на протяжении последнего десятка лет, пришли совершенно новые требования. НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points) — это система управления безопасностью пищевых продуктов. При этом анализ рисков и критических точек контроля обязан осуществляться на всех стадиях производства продуктов, в любом месте процесса (от сырья, изготовления и хранения до упаковки и реализации продукции).
Отныне без документов, подтверждающих наличие у производителя такой системы, европейцы не желают видеть отечественное продовольствие (в особенности готовые продукты) на прилавках собственных магазинов. Наглядное подтверждение — многочисленные примеры с неудавшимися попытками отправить в Евросоюз хотя бы немного украинской курятины. Удивительно, но после многочисленных проверок отечественных птицефабрик и посещений головных офисов крупнейших птицеводов страны, гордящихся своими новейшими технологиями, еврокомиссары обычно в самый последний момент все равно говорят «нет».
Подтверждением тезиса о том, что европейцы успешно используют двойные стандарты качества по отношению к импорту, можно считать также тот факт, что к поставкам украинского рапса, зерновых или масличных культур претензий почемуто не возникает. По сырьевым статьям экспорта отечественная продукция считается вполне конкурентоспособной на мировом и европейском рынках. Что же касается готовой продукции, добавленная стоимость (маржа) в которой более высока, сразу же начинаются проблемы. Косвенно предвзятость к украинским продуктам со стороны ЕС подтверждают и сотрудники Госветфитослужбы.
По словам Виталия Башинского, около 60% производителей на сегодняшний день могут производить продукцию, аналогичную по качеству и безопасности европейской.
Начальник управления общественного здоровья Минздрава Алла Григоренко тоже уверена, что показатели безопасности пищевых продуктов на внутреннем рынке зачастую намного жестче по сравнению с требованиями, действующими за рубежом. «И эти нормативы являются обязательными для выполнения», — поясняет она. Однако в допуске украинским продуктам все равно отказывают.
Примечательно, что в самой еврозоне с качеством готовых продуктов тоже не все в порядке: скандальные подмены говядины кониной и продажа дешевой рыбы под видом деликатесных сортов почемуто не становятся поводом для Украины пересмотреть свой подход к импорту этих товаров. К примеру, в 2012 году из Европы на столы отечественных потребителей было поставлено в полтора раза больше семги, чем годом ранее.
Впрочем, Украина сама дает множество поводов для отказа в импорте. К примеру, эксперты уверяют, что наши стандарты европейцам совершенно непонятны. «В отечественном законодательстве слишком много провалов. С одной стороны, ответственность за качество у нас возложена на производителей. Но, с другой, — ответственность за нарушения (в случае обнаружения несоответствия продукции заявленным показателям) законодательством не предусмотрена. Поэтому механизм не работает», — говорит партнер юридической фирмы «Лавринович и партнеры» Елена Зубченко.
Алла Григоренко добавляет, что с середины 90-х годов в отечественном законодательстве изначально была прописана ответственность государства за качество и безопасность продуктов. «Только в 2005 году нормативная база начала трансформироваться в сторону усиления ответственности производителей», — подчеркивает она. Правда, как отмечает заместитель директора Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя Анатолий Подрушняк, закон о качестве и безопасности продуктов питания, принятый в 2005 году, не соблюдается — многие его нормы до сих пор не вступили в силу либо просто игнорируются.
В результате большинству сегодняшних экспортеров приходится довольствоваться поставками продуктов в те европейские магазины, которые обслуживают многочисленную армию мигрантов: украинцев, переехавших за рубеж на ПМЖ, и гастарбайтеров, работающих в европейских странах.
К слову, европейцы не согласились бросить спасательный круг даже работающим в Украине подразделениям ведущих транснациональных корпораций, таких как Lactalis и Danone, когда у тех возникли проблемы с Таможенным союзом. С вводом нового техрегламента на молоко и молокопродукты Россия практически полностью перекрыла отечественным производителям доступ на собственный рынок и в Казахстан. Однако европейцы мудро решили, что это не их проблемы, и теперь, по словам руководителя ДП «Лакталис Украина» Владимира Мартынчука, актуальным для предприятия стал вопрос по налаживанию экспорта молочной продукции на Ближний Восток и в отдаленные страны. Кстати, по прогнозам Виталия Башинского, расширение рынков сбыта с помощью увеличения объемов экспорта в страны Ближнего Востока и Азии — единственное, что остается.