Гиены года

17 апреля 2013, 8:53

no image

Шутка телевизионного ведущего Ивана Урганта в передаче о приготовление пищи на одном из российских телеканалов взбудоражила многих украинцев.

Он сказал, что режет зелень, как комиссары крестьян в украинских деревнях. Ему вторил телевизионный актер Александр Адабашьян, сказав, что сейчас он высыпает то ли в тарелку, то ли в кастрюлю недорезанных.

Черный юмор — замечательная вещь. Я сам его очень люблю. Он позволяет посмотреть на вещи с определенным цинизмом и предупреждает появление ненужных иллюзий.

Но, все-таки, как и порнография, черный юмор должен занимать свою нишу в нашем сознании, в искусстве и средствах массовой информации. Он должен восприниматься как исключение. Если он станет доминирующим, то у человечества поедет крыша.

Посему артист и шоумен выглядели в роли таких шутников не весьма привлекательно. Это как бы они во время трапезы сморкались и отхаркивались, а носы и руки вытирали скатертью.

Ну и второй важный момент. Они сделали ударение именно на украинских крестьянах, хотя в самой России большевики вырезали тоже немало крестьян. Упоминание национальности в таком контексте отнюдь не является проявлением хорошего тона, и вряд ли будет способствовать увеличению симпатий к упомянутым деятелям со стороны украинцев.

После такого события сразу же всплывает в памяти недавняя гадость, прозвучавшая из уст известного телевизионного ведущего Владимира Познера, приезжавшего в Киев на вручение ему номинации «человек года за выдающийся вклад в международную журналистику» от известной блюдолизной программы.

Он сказал в интервью, что в ГУЛАГ, оказывается, большинство вертухаев были украинцами. «Говорит ли это о характере украинцев? — задумчиво задал ведущий вопрос самому себе, и сам же ответил, — Не знаю».

Я не встречал данных о национальном составе вертухаев. Но известнейший факт: украинцев среди политических заключенных насчитывалось до половины. Бандеровцы в ГУЛАГ организовали ряд восстаний, которые привели не только к убийству многих заключенных, но и к ослаблению режима лагерей. А скоро лагеря вообще были ликвидированы. Об этом написал Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ».

Солженицын с большим уважением писал о бойцах УПА, которые попали в лагерь прямо с партизанских троп и, по его словам, ужаснулись духу рабства, который там царил. Писатель очень сожалел, что украинские партизаны недолюбливали русских и не хотели действовать вместе с ними.

Говорит умалчивание такого факта кое-что о Познере? Не знаю. Судите сами. Возможно, он Солженицина не читал.

Ряд недавних передач на российском телевидении с явно неадекватным описанием дел в Украине свидетельствует о том, что у «старшего брата» началась истерика по поводу движения Киева в сторону Европейского союза.

Но я не думаю, что Познер, Ургант и Адабашьян были вовлечены в кампанию на вот таком индивидуальном уровне. Скорее всего, они допустили подобные высказывания по собственной инициативе.

Почему? То ли поддались всеобщей истерии. То ли сработал принцип от Владимира Винниченко: демократизм россиян заканчивается там, где начинается вопрос о независимости Украины.

В прошлом году в декабре я был в Варшаве на большущем вечере Ассоциации польских журналистов, где вручались призы за достижения в журналистике. Был там и антиприз — «гиена года». Его вручили двум радиоведущим за не весьма приятные шутки в адрес украинцев.

Получат ли такие же призы Ургант и Познер? Очень сомневаюсь. Что-то мне подсказывает, что скорее их поведение в соседней стране будет воспринято как доблесть.

Все статьи