Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

“Бесплатная” украинская хирургия подорожала на 30%

19 февраля 2013, 8:28
no image

Самые дорогие отрасли — кардиохирургия, протезирование и онкология. Там общие расходы пациентов нередко исчисляются десятками, а иногда — сотнями тысяч гривен

Хирургия все больше становится привилегией людей состоятельных. Лечь под нож к доктору стоит очень недешево, причем из слов опрошенных нами пациентов бюджетных клиник следует, что негласные расценки медиков за последние год-два поднялись процентов на 30. «Сегодня» подсчитала, во сколько обойдется «благодарность» врачам за распространенные операции и пребывание в больнице.

Самые дорогие отрасли — кардиохирургия, протезирование и онкология. Там общие расходы пациентов нередко исчисляются десятками, а иногда — сотнями тысяч гривен. Далее следуют офтальмология, гинекология. «Мне нужна операция по-женски. Врач на днях озвучил общую сумму — 10 тыс. грн. До Нового года это стоило 8 тыс. грн», — пишет на Одесском форуме пользователь your_ego. И даже заурядная операция по удалению аппендикса по своей стоимости подбирается к $1 тыс. — именно долларами принято расплачиваться в больницах.

«Когда у меня прихватил аппендицит, я успел снять с зарплатной карточки 500 грн — все, что там оставалось к концу месяца, — да еще пара сотен была в кармане. Думал, хватит. После оказалось, что это — лишь десятая часть от необходимой суммы, — рассказывает 30-летний Алексей Ж., которому недавно удалили червеобразный отросток в одной из городских больниц. — Еще в районной поликлинике мне сказали: можем вызвать скорую, но в «дежурке» (дежурная больница, принимающая пациентов скорой помощи. — Авт.) обдерут как липку. Лучше, мол, вызывай такси и езжай в другую. Поехал в горбольницу — в приемном отделении сразу спросили, есть ли денежка. Мол, нужно будет немножко прокапаться, но это затянуло на 3 с лишним тыс. грн, да еще в два раза больше — врачам. Анестезиолог попросил оплатить список препаратов примерно на 800 грн, хирурга тоже отблагодарил такой же суммой, но этого оказалось мало. Позже врач подошел и заявил, что нужно рассчитаться еще с ассистентом, а также покрыть расходы на перевязочные материалы, хотя на бинты и вату я уже давал 300 грн — можно было перевязать все отделение. Пришлось дать еще 800 грн. Позже я узнал, что меньше $200 хирург не берет. Кругом бегом операция обошлась мне почти в $1000. Врач сказал, что мне еще повезло: если бы операция была плановая (ее можно отсрочить без ущерба для здоровья. — Авт.), заплатил бы в полтора раза больше — запланированное хирургическое вмешательство стоит от $450», — говорит Алексей.

Непредвиденные расходы могут быть связаны и с осложнениями при заболевании. Серьезно раскошелиться придется, если, например, дело дойдет до реанимации. За уход в спецпалате берут по $100 в сутки и принимают туда только состоятельных пациентов. Дело в том, что в некоторых бюджетных медучреждениях реанимационное отделение наряду с диагностическим, а иногда и операционным блоком как потенциально наиболее прибыльные отделения обслуживаются частниками. И альтернативы им нет.

Кроме того, расценки на услуги людей в белых халатах зависят от личности больного, его социального статуса и, соответственно, материального положения. «Помимо записи в журнале при поступлении вопрос, где и кем ты работаешь, задает каждый сотрудник. Помню, как говорили между собой врачи об одном из пациентов: сейчас поступит судья, с ним можно поработать по полной — деньги у него есть», — рассказывает Алексей. На итог больничной сметы влияет также выбор аптеки. «Доктор просил меня приобретать лекарства в одной и той же аптеке во дворе больницы. Когда я закупалась в другой аптеке, за тот же перечень препаратов с меня взяли ровно в два раза меньше денег», — говорит одесситка Анастасия Ш.

КВОТА НА БЕДНЫХ. К слову, в большинстве госбольниц существует нижний порог «благодарности» — $100. Это — цена для малоимущих и пенсионеров. «Сыну при язве прописали альбумин (белковый препарат, заменитель крови), который стоит около тысячи гривен. Денег, которые я накопила за два года, хватило на три дня лечения. В итоге сыну пришлось подписать бумаги о том, что он в курсе своего тяжелого положения и добровольно отказаться от лечения», — плачет пенсионерка Татьяна В.

Бомжей и бедных негласно лечат по квоте. «По слякоти обморозил пальцы на ногах, пришел в Еврейскую (ГКБ №1), а там не приняли, сказали, 10%-ная квота по вашему контингенту уже исчерпана, и отправили на Слободку (ГКБ №11). Туда пешком доплелся — снова сюрприз: у нас мест нет, ступай в 9-ю. Добрался и туда, а ампутировать не захотели — говорят, не хотят лишнее отрезать», — жалуется 40-летний Николай без определенного места жительства.

«Назрело введение страховой медицины»

Чиновники тему удорожания «бесплатной» медицины обсуждать не желают. «Этот вопрос находится в ведении горздрава», — сказала замначальника областного управления здравоохранения Татьяна Кондратюк.

«Согласно Конституции, медпомощь государственным учреждениями оказывается на безоплатной основе, и согласно решению КСУ — в рамках бюджетного финансирования. Вымогательство гонорара за операцию является компетенцией правоохранительных органов и рассматривается по конкретному эпизоду и заявлению. Коммунальные учреждения здравоохранения принимают больных на основании утвержденного графика дежурств и с учетом принципа районирования. Учреждения, оказывающие неотложную хирургическую помощь, в аренду отделения реанимации не сдают», — сказали в пресс-службы мэрии.

По мнению экс-начальника горздрава Сергея Калинчука, развитие частного сектора медуслуг происходит вопреки законам рынка: «Государство создало все условия, чтобы свои же лечебно-профилактические учреждения, через так называемую «бесплатную медицину» стимулировали рост частного сектора. Если посчитать, во сколько обходится «бесплатная медицина» каждому пациенту, то сумма порой будет превышать аналогичное лечение в частном медицинском центре. Решение о введении страховой медицины уже назрело», — считает медик.

Все статьи