В музее Прадо (Испания) обнаружена копия «Моны Лизы», написанная в студии Леонардо. Это открытие может изменить наше понимание знаменитой картины
Копия отчасти была скрыта толстым слоем чёрной краски и, как полагали, была написана на дубе, который редко использовался в Италии в то время. Именно поэтому она до сих пор привлекала мало внимания. Только в 2011 году удалось установить, что это не дуб, а ореховое дерево. Сие побудило искусствоведов к дальнейшим исследованиям с помощью рентгена, что и позволило установить, что копия создана, судя по всему, в одно время с оригиналом.
Специалисты отмечают, что сравнение двух картин позволяет проследить эволюцию оригинала и раскрыть хотя бы некоторые из тайн, которые окружают «Мону Лизу».
А тайн — море, несмотря на широкую известность шедевра, изученного, казалось бы, вдоль и поперёк. Самый первый секрет — кто изображён. Принято считать, что это Лиза Герардини, жена флорентийского торговца тканями, который заказал портрет, но эта версия устраивает далеко не всех. Есть сомнения и по поводу того, когда была написана картина.
Копия поможет ответить на эти и другие вопросы, поскольку на ней можно поставить такие эксперименты, которые были бы слишком рискованны для оригинала. Например, картина, хранящаяся в Лувре, покрыта старым, потрескавшимся лаком, из-за которого Мона Лиза выглядит дамой средних лет, но очищать её никто в обозримом будущем не решится. В Прадо же лик Моны Лизы освободили от наслоений, и теперь изображённая блещет красотой и свежестью двадцатилетней особы, какой и была во время создания портрета.
К сожалению, и эта работа имеет собственные тайны. Пока не ясно, откуда она (строго говоря, написана не позднее 1666 года), и нет никакого объяснения, почему она была покрыта чёрной краской. Кто нарисовал копию, тоже загадка. Возможно, это был Андреа Салаи, который работал в студии Леонардо да Винчи с 1490 года и вполне мог быть его любовником, или Франческо Мельци, помогавший художнику примерно с 1506 года.
Копию предложат вниманию посетителей Прадо в середине февраля, а затем на некоторое время она будет выставлена в Лувре — рядом с оригиналом.