FAO призвала США и ЕС отказаться от применения кукурузы и масличных как сырья для биотоплива. Цена вопроса для США — более $17 млрд., для Украины — более $6 млрд.
Отстранить зерно от производства биотоплива — так звучит позиция FAO в области решения продовольственной проблемы. В частности, генеральный директор FAO Жозе Грациано да Силва на конференции министров сельского хозяйства из 64 стран, которая проходит в Берлине, заявил, что использование кукурузы для получения этанола в США способствует росту мировых цен на зерновую. Он же привел пример, что 20 января этого года бушель кукурузы на Чикагской бирже, CBOT составил $6,115, что почти втрое превышает стоимость культуры на тех же условиях десятью годами ранее.
Имеется в виду, что такое использование кукурузы в США служит стимулом для подорожания остальных культур, что влечет за собой рост цен на продовольствие в целом. Чтобы решить эту проблему, господин Да Силва призвал отказаться от кукурузы как сырья для производства этанола вообще.
Программы по наращиванию производства биотоплива стартовали много лет назад, имеют серьезную финансовую поддержку со стороны многих государств, а также приносят сельхозпроизводителям большие прибыли. Поэтому отказаться от этого направления означает найти другое применение многомиллионным объемам зерна и масличных, к чему общество еще не готово. Например, в США, по словам директора компании NWG Ukraine Николая Горбачева, от 70 до 100 млн. т кукурузы поступает на биоэтанольные производства. Это примерно треть урожая.
«Я очень уважаю FAO как влиятельную организацию, но не советую Украине исповедовать стратегию по уменьшению выращивания кукурузы, поскольку это для нас стратегический продукт. Это максимально эффективная зерновая, которая развивает агросектор в целом и дает мотив аграрию вообще заниматься сельским хозяйством»,— считает Николай Горбачев. Он советует искать применение кукурузе внутри Украины, например, увеличить потребление культуры в животноводстве. «У нас производство мяса в зачаточном состоянии, мы импортируем этот продукт»,— говорит господин Горбачев. Он сомневается в возможности реализации позиции FAO в отношении кукурузы. Компания NWG Ukraine специализируется на экспорте этой культуры из Украины в большей степени.
Заместитель генерального директора компании «Нибулон», для которой кукуруза является коньком, Андрей Вадатурский также сомневается в том, что внедрить советы FAO по кукурузе реально. «Такая непоследовательность в политике привела бы к негативным последствиям в секторе»,— сообщил он «і». «Кроме того, я не считаю, что именно рост стоимости кукурузы представляет продовольственную угрозу. Истинными причинами проблемы является скорее монетарная политика, которая состояла после кризиса 2008 г. в печатании денежной массы. В конечном счете это и привело к росту цен на сырье в мире, в том числе и на продовольствие»,— полагает господин Вадатурский. Кроме того, он считает, что направление производства биоэтанола из кукурузы позволило решить множество проблем в мире. «Первая — найден сбыт для перепроизводства кукурузы в США. Вторая — уменьшены вредные выбросы в атмосферу. Третья — агробизнес стал более рентабельным и подталкивает аграриев к увеличению производства зерна»,— считает господин Вадатурский.
В Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) считают, что наскоком проблему не решить.
«Мировая статистика показывает, что из 40 млн. т рапса львиная доля (16%) идет на производство биотоплива, в то время как 90% выращенного подсолнечника отводится на производство продуктов питания. В то же время производство биотоплива, очевидно, относится к прогрессивному направлению, которое несет в себе экономические преимущества. Дилемма Food versus Fuel очевидна. Это довольно противоречивый вопрос, решение которого не может быть принято поспешно. Мы в Европейской бизнес-ассоциации поддерживаем взвешенный и рациональный подход к разрешению данного вопроса»,— сказала «і» исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.