Выходец из Тулы Владимир Шубин в молодости и представить не мог, что будет разводить дождевых червей в украинской глубинке
И уж тем более – что эти черви станут приносить ему ежегодно миллионный доход
Инженер Шубин попал в Кременчуг в 70-х годах прошлого века по распределению и начал работать на местном нефтеперерабатывающем заводе. Правда, через несколько лет радикально сменил сферу деятельности: заинтересовавшись микробиологическим производством, устроился на Кременчугский завод белково-витаминных концентратов, производивший биокорм. А когда завод в начале 90-х пришёл в упадок, выкупил созданную при нём агрофирму «Гея» и занялся разведением дождевых червей для производства натурального удобрения – биогумуса.
Первую партию продукции он отправил на Олимпийский стадион в Киеве, который нуждался в удобрении для футбольного газона. Сегодня компания ежегодно продаёт 300–400 тонн биогумуса. Это высокорентабельный бизнес с отличными перспективами: потребность в натуральных удобрениях увеличивается, потому что растёт производство органических продуктов питания.
Поле чудес
Главные преимущества бизнеса Владимира Шубина – его простота и дешевизна. Производство биогумуса не требует больших территорий и трудозатрат – в агрофирме «Гея» под него выделено всего 22 кв. м, на которых работают четыре человека.
Чтобы организовать производство биогумуса, нужна площадка с асфальтовым или бетонным покрытием, ограниченная бортами. Между бортами укладывается питательная среда для червей – органические отходы, накрытые слоем соломы и листьев.
В природе насчитывается несколько тысяч видов дождевых червей, но для производства биогумуса подходят только два – калифорнийский и владимирский старатель. Живут эти беспозвоночные при температуре от 10 до 30 градусов тепла и высокой влажности – 60–80%. Биогумус – продукт их жизнедеятельности. Его собирают, сушат, дробят и расфасовывают. Такой метод впервые был использован в начале XIX века, когда американская компания Shur-Bite Bait Company начала разводить дождевых червей в коммерческих целях. Первые вермихозяйства – фермы, специализирующиеся на разведении дождевых червей, – стали появляться в США после Второй мировой войны. Они продавали червей рыбакам, а биогумус – фермерам. В СССР биогумус не использовался так широко, как в западных странах. Большей популярностью у нас пользовались дешёвые минеральные удобрения.
Сегодня химудобрения стоят от 10 до 70 грн. за 1 кг, а килограмм биогумуса обходится в две гривны, однако его требуется в десятки раз больше. Если минерального удобрения вносят от 100 до 150 кг на гектар, то биогумуса нужно от полутора до 2,5 тонн. Такое вложение могут позволить себе производители, которые в первую очередь заботятся о качестве своей продукции.
С этой точки зрения преимущества биогумуса очевидны. «Это комплексное удобрение, в котором есть органика, минеральные удобрения и микроэлементы в тех пропорциях, которые нужны растению», – рассказывает Шубин. Химические удобрения слишком интенсивны, они стимулируют непропорциональный рост растения. Кроме того, удобрения в виде гранул усваиваются растением всего на 45–55%, а остальное, по словам Шубина, откладывается в виде вредных нитратов в плодах.
На червя
Основные клиенты Владимира Шубина – частные фермеры, которые покупают биогумус либо непосредственно у компании, либо в специализированных магазинах, где продаётся 50% всей продукции. В розницу удобрение попадает расфасованным в пакеты весом от двух до пяти килограммов. Стоимость одного килограмма – две гривны. На каждой упаковке – торговый знак, зарегистрированный ещё 20 лет назад. Один из крупнейших покупателей – завод «УкрТат-
Нафта», который находится по соседству, в Кременчуге: ему нужно 10–20 тонн биогумуса в год для клумб и стадиона. Компания также снабжает биогумусом парки Кременчуга.
Задумывается Владимир Шубин и о расширении рынка сбыта дождевых червей. На сегодняшний день их покупают фермеры для переработки собственных органических отходов, а также рыбаки. 1,5 тыс. особей стоят у Шубина 350 гривен.
Начать вермипроизводство можно с небольшого стартового капитала в 5 тыс. гривен, но и прибыль в первое время будет также незначительной.
Эксперты считают такой экологический бизнес чрезвычайно перспективным, учитывая его дешевизну и доступность, а также растущую моду на органику.
Рентабельность бизнеса по производству биогумуса может достигать 200%, а в традиционном животноводстве норма – всего 18%, говорит Сергей Половица, директор ООО «Верми-Ленд». По его мнению, высокая стоимость биогумуса компенсируется ростом урожайности. Так, использование натурального удобрения в пропорциях 3–5 тонн на гектар повысит урожайность зерновых на 15%, а овощей – на 30–50%. Распространению этой технологии сегодня мешает консерватизм производителей: агрофирмы по-прежнему предпочитают удобрять землю пестицидами в пропорциях, указанных в советских учебниках.
Но ситуацию может изменить растущий спрос на органическую продукцию. Если в 2008 году в Украине насчитывалось 92 сертифицированных органических хозяйства, то в 2010-м – уже 120. При этом конкуренции на рынке биогумуса практически нет: производителей не больше десятка на всю Украину, что вселяет в вермибизнесмена вполне обоснованный оптимизм. «Биогумус – единственное удобрение, которое может использоваться в органическом земледелии, поэтому спрос на него будет только расти», – прогнозирует Шубин.