
Юрий Луканов, специально для «i»

«Если еще несколько лет назад в любом взрыве «чеченский след»,— пишет «Кавказцентр»,— который вел прямо к «Аль-Каиде», выявлялся конвейерным способом, то после объявления полной победы в Чечне и окончательного вставания с колен России «чеченский след» попал под категорический запрет». Сайт также поставил под сомнение корректность воспроизведения российскими СМИ анализа с американского сайта. Такие заявления противоборствующих сторон в кавказской войне — не просто словесная перепалка. Есть обстоятельства, вынуждающие участников делать именно такие заявления.
Умарову очень важно продемонстрировать свою влиятельность и действенность, поскольку в кавказском подполье наметился раскол. Аналитики правозащитного центра «Мемориал» отмечают, что ему противостоит ряд чеченских полевых командиров и примкнувший к ним араб Муханнад, считающийся эмиссаром международной террористической сети «Аль-Каида» на Северном Кавказе. Умарову якобы предлагали превратить его «Имарат Кавказ» в некое подобие Объединенных Арабских Эмиратов. Видимо, ни одна из сторон не имеет решающего перевеса. Вот и пытаются демонстрировать свою «крутизну». Со времени прихода Владимира Путина в российскую власть он и его подчиненные неоднократно объявляли о победе над «чеченскими террористами». Между тем кавказское сопротивление распространилось на весь Северный Кавказ. Статистика «Мемориала» свидетельствует, что наибольшие потери российские силовики сейчас несут уже в Дагестане. Обещанное умиротворение на Северном Кавказе не наступило. Уровень потерь российских МВД и ФСБ остается стабильно высоким и продолжает расти. Нельзя исключать, что у Путина на выборах будет серьезный конкурент Дмитрий Медведев и непременно будет поставлен вопрос: а как же обещанные террористы в сортирах? Посему Путину выгоднее в очередной раз сделать вид, что на Кавказе все стало спокойнее.
А пока правительство России обсуждает план стабилизации ситуации на Кавказе. Предлагается вложить 600 млрд. руб. государственных инвестиций. Для сравнения — за предыдущие десять лет в регион вложили 800 млрд. руб. Теперь российское руководство хотело бы государственные инвестиции подкрепить частными. Но даже сказочно разбогатевшие выходцы из региона не хотят вкладывать свои денежки в столь сомнительное предприятие. В отличие от Путина с Медведевым, они отлично знают своих земляков, а потому не верят в обещанную стабилизацию.