Брайан Кастелли: «У вас огромное количество возможностей для внедрения энергоэффективных технологий»

19 ноября 2007, 0:00
no image

О возможных путях развития альтернативных видов топлива в Украине рассказал «і» вице-президент Альянса за энергосбережение (США) Брайан Кастелли

Энергоемкость ВВП в Украине по итогам девяти месяцев составила 0,8 кг условного топлива на $1. Это самый высокий показатель среди стран Европы. О возможных путях развития альтернативных видов топлива в Украине рассказал «і» вице-президент Альянса за энергосбережение (США) Брайан Кастелли.

Вопрос: В Украине многие программы по энергобережению, в том числе, разработки новых видов топлива, блокируются лоббистами из нефтяной, угольной, газовойотраслей. Можно ли этому противостоять и как это делают в США?

Ответ: Мы страдаем от той же проблемы. Потому что нефтяным компаниям тоже нужно продавать свои продукты. Но в США проблема изменения климата стала глобальным вопросом. И энергокомпании не хотят становиться причиной проблемы. Онихотят стать ее решением. Такое решение — выпуск биобензина. British Petroleum Mobile, Chevron, Texaco понимают, что вместо того, чтобы продавать только бензин на своих заправках, они могут продавать и биотопливо. Автомобильные компании задумываются, а не начать ли им производить двигатели под этанол. Есть две причины, покоторым они это делают: необходимость продавать свои товары и ответственность перед обществом.

В: В Украине с осознанием ответственностимогут возникнуть проблемы.

О: Эти проблемы возникают везде. На то, чтобы их решить, уходят годы. Но это осознание приходит.

В: Как Украина может наиболее эффективно распорядиться своими квотами на выбросы вредных веществ?

О: Ключевой вопрос состоит в том,что в развивающихся странах, таких как страны бывшего СССР, намного дешевле развивать энергосберегающие технологии, чем в Европе. Множество иностранныхкомпаний, которые видят, что у них вскоре возникнут проблемы с нормами выбросов, заинтересованы в том, чтобы внедрять такие проекты в Украине. Таким образом уменьшаются выбросы в атмосферу (украинских предприятий и частных потребителей.— «і»). И увеличивается потенциальный объем квот по Киотскому протоколу.

В: Всемирный банк оценил потенциал Украины по продаже квот в $15 млрд. Как вы оцените этот объем?

О: К сожалению, не изучалэтот вопрос. $15 млрд.? Я не удивлюсь, если будет больше. За счет невысокой стоимости в Украине огромное количество возможностей для внедрения энергоэффективных технологий, которые обернутся значительным снижением выбросов углекислого газа.

В: Как вы относитесь к идее внедрения дифференцированных тари- фов, при которых тот, кто потреб-ляет больше, платит больше?

О: Это хороший первый шаг. Приведение тарифов в соответствие с действительностью — очень важный вопрос. Требовать платить больше от тех, кто потребляет больше других,— это здорово. Потому что в СШАте, кто потребляет больше всех, имеют самый низкий тариф благодаря оптовой скидке. И это не стимулирует экономить, это стимулирует тратить энергию.

В: В энергетической стратегии Украины большое внимание уделено атомной энергетике. Кроме прочих рисков, существует еще риск зависимости от поставок российских ТВЭЛов. Считаете ли вы оправданным строительство новых реакторов при таких обстоятельствах?

О: Так же, как и в США, ядернаяэнергия в Украине будет еще долго оставаться важной частью энергетического баланса. Но тот факт, что вы будете зависеть от России не только в вопросепоставок природного газа, должен озадачить людей, ответственных за энергобезопасность. Кроме того, ядерный реактор — это большая тысячемегаваттная установка, которая является огромным источником энергии. Если она выйдет из строя, множество людей останется без энергии. Намного более эффективно разрабатывать малые предприятия по производству биотоплива и других нетрадиционных видов энергии.

В: По оценкам украинских специалистов, на разработку и внедрение биотехнологий в Украине нужно около $3 млрд., а, согласно энергостратегии, на развитие атомной энергетики нужно $45 млрд. Насколько адекватны эти цифры? Является ли это однозначным показателем большей экономической выгоды разработки биотехнологий?

О: Сама по себе разница в цифрах должна заставить вас задуматься. $45 млрд. — нелегкая ноша для любой страны. Кроме прочего, на биотопливо надо обратить внимание по той причине, что материал для него можно выращивать в Украине. Таким образом, вы будете независимы от других стран. В США мы импортируем 65% наших потребностей в нефти. Все думают, что это нефть с Ближнего Востока. Да, мы покупаем там нефть. Но главными поставщиками для нас являются Канада и Мексика. Совершенно дружеские намстраны. Проблема в том, что доллары, которые мы тратим на эту нефть, не создают рабочих мест в самих США.

Альянс за энергосбережение помогает реализовывать проекты энергосбережения через так называемые компании ЭСКО (энергосберегающие компании). В Украине сейчас работают пять ЭСКО, крупнейшая из которых «УкрЭСКО». Сейчас альянс подготовил проекты энергосбережения в 15 крупных промышленных компаниях, каждая из которых ежегодно потребляет не менее 10 млн. куб. м газа. Если проекты заработают, экономия на каждом из них составит от 1 до 10 млн. куб. м газа.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи