Черкасский «Азот» обвинил миноритарных акционеров в организации проверок правоохранительными органами и ФГИ законности приватизации завода
Черкасский «Азот» обвинил миноритарных акционеров в организации проверок правоохранительными органами и ФГИ законности приватизации завода. В компании уверены, что мелкие акционеры не захотели выкупить акции предприятия после увеличения уставного фонда, поэтому теперь шантажируют проверками крупных собственников.
Конфликт акционеров на «Азоте» разгорелся в 2004 г., когда миноритариев, владевших на тот момент 28% завода, не допустили к участию в собрании акционеров. Тогда с подачи аффилированных с УкрСиббанком компаний, контролировавших 64% «Азота», был увеличен уставный фонд завода и размыты пакеты миноритариев. В судах оффшорная компания Pearlman Enterprises Corp., у которой до увеличения уставного фонда «Азота» было 12% его акций, смогла оспорить первое увеличение уставного фонда «Азота» с 205 млн. до 621,5 млн. грн. и две последующие эмиссии, после которых УФ завода составил 1056,5 млн. грн. Впрочем, апелляционный хозсуд отменил эти решения. Сейчас адвокаты оффшорной компании готовят кассацию в Высший хозяйственный суд.
На прошлой неделе неожиданно предприятием заинтересовался Фонд госимущества, объявивший конкурс по отбору эксперта, который проведет повторную оценку акций «Азота». В пресс-службе ФГИ сообщили, что проверка будет проводиться по требованию правоохранительных органов, однако подробностей не раскрыли. Сейчас на предприятии опасаются, что результаты повторной оценки могут использоваться для того, чтобы начать реприватизацию компании. В компании уверены, что инициировать эту проверку могли миноритарии — Pearlman Enterprises Corp. и Vizalot Limited, — владеющие сейчас совокупно не более 2% «Азота».
Сегодня мажоритарные акционеры «Азота» обвиняют мелких владельцев акций в том, что они в свое время отказались выкупать акции дополнительной эмиссии. Судебные иски и проверки, по мнению владельцев «Азота», можно сейчас расценивать как шантаж с требованием выкупить оставшиеся у них акции по завышенной стоимости. «Инструментами в достижении этих целей служат: манипуляции общественным мнением, юридический шантаж и экономическое вымогательство», отмечается в обращении компании, сделанном во вторник.
Юристы адвокатской компании «Шевченко, Дидковский и партнеры», представляющей интересы Pearlman Enterprises в суде, все обвинения отрицают. «Нонсенс! Мы об этой проверке узнали только из публикаций в СМИ»,— говорят представители миноритариев. Они подчеркивают, что судебные разбирательства были инициированы исключительно для того, чтобы восстановить права акционеров, и реприватизации предприятия миноритарии не добиваются.
Эксперты соглашаются, что миноритарии могли использовать факт проверки для давления на крупных акционеров. Однако добиться повторной приватизации им вряд ли бы удалось. «Для реприватизации нужны очень веские основания. И есть только один способ возвращения в госсобственность — через суд»,— говорит представитель пресс-службы ФГИ. Государство не будет втягиваться в конфликт между акционерами «Азота» — им предстоит решить его между собой, считает директор Института приватизации и собственности Александр Рябченко. «Маловероятно, что проверка что-то даст миноритариям. Это вопрос договоренности акционеров между собой»,— говорит Рябченко.