«Это война лобби»

no image

Предприятия СНГ, работающие с асбестом, объединяются для защиты от агрессии ЕС

В Киеве под эгидой ассоциации «Украинское хризотиловое объединение» около 100 представителей из стран СНГ собрались, дабы разработать совместные мероприятия по противодействию антиасбестовой кампании, проводимой Евросоюзом. На их стороне и часть европейцев.


 


Собрались они на конференции «Безопасное использование хризотил-асбеста в промышленности». Суть конфликта: существует хризотил-асбест и амфибол-асбест. Как показали недавние исследования, результаты которых представил в Киеве швейцарский токсиколог Дэвид Бернштейн, период естественной очистки легких от 50% волокон хризотила составляет 11,4 дня, а от амфиболовых — 466 дней. То есть второй куда вреднее первого. В странах ЕС нет собственных месторождений хризотила, а амфиболовые — есть. Работы с таким асбестом вызывали поражение легких. Международная организация труда (МОТ) добилась в 1986 г. принятия конвенции №162 о запрете использования амфиболового асбеста.


Химические компании Западной Европы разработали искусственные волокна и материалы из них. В 90-х гг. производители альтернативных материалов лоббировали принятие Европейской комиссией директивы 199/77/ЕС о запрете использования в Евросоюзе асбеста, асбестсодержащих материалов и изделий с 1 января 2005 г., без различия между амфибол- и хризотил-асбестом. Сторонники этого запрета намерены распространить его и в мировой практике. В качестве инструмента производители альтернативных материалов используют Роттердамскую конвенцию, принятую в 1998 г., которая определяет правила мировой торговли химвеществами.


Мировая автомобильная промышленность так и не нашла заменителя для тормозных колодок, который мог бы сравниться с асбестом. В результате в Германии негласно вернулись к применению асбеста в колодках, а в США инициировали исследования, которыми было доказано, что при трении волокна хризотила превращаются в вещество, не являющееся канцерогеном.


Как отметил директор Института медицины труда АМН Украины Юрий Кундиев, нет доказательств, что альтернативные вещества менее опасны, чем хризотил-асбест: «Почему страны ЕС ухватились за хризотил? Я могу назвать два десятка канцерогенов, которые используются в промышленности, но никто не собирается их запрещать».


«До запрета в Европе мировой рынок хризотил-асбеста достигал 2,5 млн. т в год,— сообщил корреспонденту «ЭИ» Денис Никитин, менеджер по связям с общественностью Хризотиловой ассоциации России и стран СНГ.— Сейчас  1,2 млн. Но в СНГ потери незначительны и связаны с прекращением экспорта в страны бывшего соцлагеря. В США ежегодно против компаний, применяющих асбест, возбуждается 60 тыс. судебных исков, в прошлом году общая их  сумма составила $200 млрд.».


Украина присоединилась к Роттердамской конвенции. Россия и Казахстан уже готовы подписать документ, чтобы иметь право голоса, так как в сентябре 2006 г. будет принято решение по хризотилу. «Наши шансы растут,— говорит
г-н Никитин.— В рамках Роттердамской конвенции страны, которые добывают и используют хризотил, поставили вопрос: давайте изучать заменители асбеста. Причем нужно рассматривать не только конечный продукт, но и то, как он производится. Это война лобби».


Коллегу поддержал председатель Украинского хризотилового объединения, член НС ООО «Шиферный завод» (г. Киев) Александр Серкин: «Мы имеем дело с заказом крупных химических концернов. Есть открытая статистика, что в крупных мегаполисах заболеваемость раком гораздо выше, чем в городе Асбесте, который стоит на краю огромного карьера, где добывается хризотил».

Хризотиловая промышленность СНГ — это 80% мировых запасов хризотил-асбеста,
60 предприятий (41 в России, 11 в Украине), 48,5 тыс. работающих (в России — 38,5 тыс., в Украине — 4 тыс.), производство товаров на сумму более $800 млн. в год. Объем использования хризотил-асбеста в Украине — 110-120 тыс. т в год, совокупный годовой оборот — 500 млн. грн.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи