Застрелен единственный христианин пакистанского правительства — министр по делам национальных меньшинств Шехбаз Бхатти. Эксперты видят в этом признаки накаляющейся религиозной нетерпимости, господствующей в стране
Неизвестные экстремисты на мотоциклах окружили кортеж чиновника и обстреляли его автомобиль из автоматического оружия. Когда получившего несколько пулевых ранений министра доставили в госпиталь, он уже был мертв.
На месте убийства были разбросаны листовки, в которых говорится, что ответственность за покушение берет на себя группировка «Движение талибов Пакистана». Расстрел Шехбаза Бхатти объяснялся тем, что он возглавлял правительственный комитет по реформированию скандально известного закона о богохульстве, предусматривающего смертную казнь за осквернение имени пророка Мухаммеда.
Это событие произошло спустя шесть недель после того, как в Исламабаде собственным телохранителем был убит губернатор крупнейшей провинции Пенджаб Салман Тасир, который также выступал за смягчение этого противоречивого закона.
Закон о богохульстве был введен в 1987 г. военной администрацией генерала Мухаммада Зия-уль-Хака, как часть его политики построения более ярковыраженного исламского государства. Хотя с тех пор ни один человек не был казнен, этот закон подвергался критике как потенциальное средство для сведения личных счетов с иноверцами.
Особое внимание к закону о богохульстве в Пакистане было привлечено в ноябре 2010 г., когда к смертной казни была приговорена мать пятерых детей, христианка Асиа Биби. Единственными аргументами в суде против нее стали показания соседок-мусульманок, которые якобы работали с обвиняемой в поле и слышали, как она пренебрежительно высказывалась об исламских ценностях.
Папа Римский Бенедикт XVI 10 января призвал правительство Пакистана отменить жестокий закон. В ответ на это президент страны Асиф Али Зардари выразил готовность помиловать Асию Биби и пересмотреть закон о богохульстве, однако исламские активисты подняли волны протеста, устроив митинги на улицах городов и пообещав устроить «царство террора» религиозным меньшинствам. В итоге премьер-министр Юсуф Раза Гилани пообещал не вносить никаких поправок.
«Этот вопрос закрыт для нас. В нашем обществе все еще присутствуют элементы, которые хотят посеять анархию, используя проблему закона о богохульстве. Это может привести к долгой войне внутри нашего общества и, я думаю, обернется множеством жертв»,— пояснил министр информации Пакистана Камар Заман Каира.
Тем временем проявлений экстремизма в Пакистане становится все больше. В прошлом году вследствие атак религиозных фанатиков в стране погибли 509 человек — это максимальный показатель с 1989 г., когда организация South Asia Terrorism Portal начала вести подсчет жертв терактов. Большинство жертв были последователями секты Ахмади, христианами, индусами или другими немусульманами, составляющими 5% от 170-миллионного населения Пакистана.
Из-за возрастающего уровня экстремизма и самого разрушительного в истории сезона дождей, затопившего огромные территории Пакистана в 2010 г., рост $167-миллиардной экономики страны замедлился. По прогнозам центрального банка, в текущем году ее ВВП увеличится на 3%, что ниже установленного правительством целевого уровня в 4,5%. Эксперты опасаются, что население Пакистана поднимет протесты против высоких цен на продовольствие, нехватки электроэнергии и повышения налогов, которое потребовал провести главный кредитор страны — Международный валютный фонд.
После произошедшего в среду убийства давление международного сообщества на Пакистан усилилось. Усмирить экстремизм, в частности, призвали Ватикан, власти Канады и США. Асиф Али Зардари вчера объявил в стране трехдневный траур и пообещал, что его администрация продолжит непримиримую борьбу с экстремизмом и религиозным фундаментализмом.
По мнению пакистанского политического аналитика Хасана Аскари, власти страны оказались в безвыигрышной ситуации. Пакистан, балансирующий на грани дефолта, сейчас очень боится оскорбить международных доноров, однако, пойдя у них на поводу, правительство рискует разжечь огонь недовольства среди своих граждан, что выльется в многочисленные акции протеста на улицах городов.
«Власти Пакистана — заложники политической целесообразности. Они будут воздерживаться от принятия какой-либо четкой позиции относительно закона о богохульстве. Пока не поступит сильного сигнала сверху от политиков и армии, бороться с экстремистскими элементами в обществе будет очень сложно»,— пишет исполнительный директор исламабадского Центра исследования проблем безопасности Имтиаз Гул.