Мир

Что объединяет новое поколение украинцев?

24 августа исполнилось тридцать лет со дня провозглашения независимости Украины. 30-летие - это важный момент, поскольку мы остаемся достаточно молодыми, чтобы достичь чего-либо, и в то же время достаточно взрослыми, чтобы оглянуться на свой опыт и извлечь из него уроки. Это относится и к независимой Украине.

Сейчас самое время задуматься о пройденном Украиной пути и найти способы направить страну к успешному будущему. Как люди по всей Украине относятся к ключевым событиям последних тридцати лет? Какие ценности, пристрастия и модели поведения объединяют или разделяют украинцев? Что, в конечном счете, означает для украинцев независимость? И как мы можем сделать независимую Украину более устойчивой? Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

Именно эти вопросы задавали Arena Initiative и Public Interest Journalism Lab в ходе более чем 20 фокус-групп, проведенных за последние шесть месяцев с участниками разных возрастов, демографических групп и регионов Украины, включая группы на временно оккупированных территориях Украины. Результаты этого исследования позволяют сделать убедительный срез прогресса в государственном строительстве Украины, поскольку страна вступает в четвертое десятилетие своей государственности.

Давайте начнем с самого начала: когда Украина обрела независимость? Это может показаться простым вопросом из истории, но мы обнаружили, что некоторые украинцы придерживаются разных взглядов на то, когда Украина стала по-настоящему независимой. Многие говорят о 1991 годе, но другие называют начало войны с Россией в 2014 году моментом, когда Украина действительно обрела независимость. Некоторые респонденты сказали нам, что и по сей день Украина не может считаться полностью независимой.

Хотя отношение к независимости Украины может быть разным, существует множество факторов, сближающих украинцев. Список начинается с общего для людей опыта преодоления лишений и стойкости. Первоначальная эйфория от обретения независимости в 1991 году быстро сменилась нестабильностью и страхом во время экономических трудностей 1990-х годов. Люди по всей Украине с гордостью вспоминали, насколько творческими, трудолюбивыми и изобретательными им пришлось быть в те сложные годы постсоветского переходного периода, чтобы адаптироваться к незнакомой и зачастую враждебной среде. Вопреки обстоятельствам, им удалось найти новую работу, которая часто требовала непривычных навыков.

Этот общий кладезь жизнестойкости необходимо больше подчеркивать в современном украинском общественном дискурсе. Мы должны изучить ту твердость, которую украинцы приобрели в результате постсоветской турбулентности. Это тонкий, но важный сдвиг в сторону от простых жалоб на то, как тяжело было украинцам, что часто приводит людей к более патерналистскому отношению. Напротив, формулирование прошлых травм должно привести к большей гордости и уверенности в себе.

Когда мы спрашивали участников о наиболее политически значимых и противоречивых событиях последних 30 лет, таких как Оранжевая революция 2004 года и Революция Достоинства 2014 года, люди часто говорили об объединяющих аспектах этих событий. Особенно это касалось отношения к Революции Достоинства.

Мы обнаружили, что большинство украинцев по всей стране согласны с основными ценностями, которые вдохновили эти народные восстания. Они согласились с тем, что право на подсчет голосов – это право, что фальсификация голосов в 2004 году была неправильной, а избиение протестующих студентов в 2014 году было возмутительным.

Украинцы по всей стране испытывают гордость за усилия украинцев в борьбе за гражданские права. Эти общие ценности следует учитывать всякий раз, когда мы изучаем такие политически острые темы, как две постсоветские революции в Украине, которые на первый взгляд могут легко вызвать разногласия.

Отношение и ценности – не единственное, что объединяет украинцев. Возможно, еще более важными являются общие, почти неосознанные модели поведения, сформированные многовековой плюралистической историей Украины.

Несмотря на существование различных, порой глубоко несовместимых взглядов, мы обнаружили, что разногласия редко перерастают в глубоко укоренившееся отношение нетерпимости. Этот очень украинский бренд толерантности может показаться неожиданным, учитывая часто вызывающий разногласия характер политических дебатов в постсоветской Украине. Но если вспомнить историю Украины, и особенно космополитический характер повседневной жизни в таких традиционно разнообразных городах, как Львов, Черновцы и Одесса, то это кажется уже не таким удивительным. Возможно, бесконечные споры о том, какие “идеи” объединяют украинцев, должны также привлечь внимание к тому, как украинцев объединяют общие модели поведения, которые являются скорее стержневыми, чем абстрактными.

Наше исследование выявило одну группу в сегодняшней Украине, которая часто маргинализируется другими. Жители регионов Украины, находящихся в настоящее время под российской оккупацией, чувствуют себя забытыми, и это не помогает от того, что остальная Украина видит в них “жертв российской пропаганды”.

На самом деле, жители оккупированной Россией Украины, участвовавшие в наших фокус-группах, оказались более чем способны понять и проанализировать пропаганду, которая их окружает. Подавляющее большинство из тех, с кем мы говорили, мечтают о “возвращении к нормальной жизни” и ностальгируют по жизни до 2014 года.

Хотя наше исследование выявило множество факторов, которые объединяют украинцев, мы также обнаружили, что один критический элемент в значительной степени отсутствует. Всем сильным нациям необходимо чувство взаимозависимости, то есть, чтобы жители каждого отдельного региона понимали, как их средства к существованию и благополучие зависят от остальной части страны. В сегодняшней Украине это чувство все еще слабо.

Относительное отсутствие взаимозависимости также подрывает то, как украинцы видят мировые дела. Многие из тех, с кем мы говорили, приравнивают “независимость” к свободе от каких-либо международных обязательств. Это препятствует прогрессу в государственном строительстве Украины. Люди должны понять, что их повседневное поведение в совокупности определяет благополучие их общин. Если они также хотят осознать роль, которую они играют в жизни своих регионов, своей страны и всего мира.

Одним из событий, к которому постоянно возвращались участники наших фокус-групп, был чемпионат Европы по футболу Евро-2012, который Украина проводила совместно с Польшей. Эмоции, вызванные Евро-2012, как нельзя лучше отражают многие из более широких проблем, с которыми мы столкнулись.

У жителей оккупированной Россией части Украины Евро-2012 вызвал чувство ностальгии по времени до начала войны. Для украинцев по всей стране он стал символом того, как украинцы могут работать вместе, чтобы создать что-то успешное, уважаемое и ценное на мировой арене. Евро-2012 также породил чувство открытости миру, беспрецедентное количество дружелюбных иностранцев посетили Донецк и другие украинские города. Учитывая это, десятая годовщина Евро-2012 в следующем году представляет собой прекрасную возможность возродить и укрепить эти позитивные и объединяющие чувства.

Елена Каденко