Мир

Скрытая сторона телегеничного молодого президента Украины

В то время как Вашингтон собирается торжественно встречать молодого украинского президента, не стоит забывать, что свобода прессы в Киеве находится под угрозой. И в этом, вероятно, есть доля греха самого доверенного советника президента Зеленского.

Пока президент Украины Владимир Зеленский штурмует Вашингтон и приводит доводы в пользу возобновления американо-украинского партнерства, в Киеве есть нечто зловещее, заслуживающее пристального внимания. Об этом пишет Антон Швец для The National Interest, информируют Экономические новости.

Влиятельный глава президентской канцелярии Зеленского Андрей Ермак привлекает Службу безопасности Украины – аналог ФБР – для цензуры критикующих его СМИ.

Я это прекрасно понимаю, потому что Ермак лично критиковал наш журнал. Я один из пяти лидеров “Демократической Сокыры”, классической либеральной партии и движения. В стране, где правят олигархи и коррупционеры, мы стремимся бороться за либеральную политику, поэтому мы создали ее в 2018 году. Сейчас мы небольшой сетевой проект, но достаточно большой, чтобы стать мишенью для политической цензуры.

Мы никогда не боялись критиковать самых влиятельных и печально известных украинских магнатов, включая Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова. Мы предоставили множество расследований их скверной деятельности, темных делишек главы украинского Центробанка Кирилла Шевченко и российских связей члена парламента Украины Андрея Деркача, который пытался повлиять на американские выборы, собирая компромат на тогдашнего кандидата в президенты Джозефа Байдена.

В Украине нетрудно начать расследование, но трудно добиться того, чтобы история набрала обороты. Самые могущественные олигархи контролируют самые влиятельные СМИ. Поэтому мы прибегаем к социальным сетям – Facebook является наиболее эффективным – и к старым методам, таким как печатный станок.

В этом году мы начали печатать нашу ежемесячную газету “Правдоруб”. Это наше главное средство массовой информации с ежемесячным тиражом от 100 000 до 1 000 000 экземпляров, что очень много для Украины. Это был наш единственный способ выйти на массовую аудиторию. Она критиковала не только олигархов, таких как Фирташ и Коломойский, но и политику нынешнего президентского кабинета Украины. В ответ этот аппарат нанес ответный удар.

Согласно законодательству Украины, руководитель офиса президента является не более чем секретарем. Его работа заключается в контроле за протоколом и делопроизводством. Это не политическая должность, и она даже не упоминается в нашей Конституции. Так было и при предыдущих президентах Украины, но президент Зеленский изменил ситуацию. Он сделал Андрея Ермака, своего личного друга, не только главой своего офиса, но и де-факто вице-президентом, если не больше. Например, Ермак сопровождает Зеленского в большинстве его зарубежных визитов и проводит переговоры с иностранными политиками. Именно он якобы обсуждал с Руди Джулиани возможность того, чтобы Украина помогла в расследовании дела “Буризма”. За ним также остается последнее слово при каждом значимом назначении в украинской исполнительной власти. Он – власть, стоящая за троном.

Наша газета критиковала его за превышение полномочий. У нас есть основания полагать, что Ермак гораздо более пророссийски настроен, чем человек на таком посту мог бы позволить себе быть во время необъявленного российско-украинского военного конфликта, который продолжается уже седьмой год. Он был архитектором инициатив по деэскалации, которые стали односторонними и привели к ухудшению украинских позиций на Донбассе. Наши источники подтверждают, что скорее всего он был одним из тех, кто саботировал запланированную операцию украинской разведки по аресту боевиков группы Вагнера, кремлевской гибридной военной частной компании.

Месяц назад типография, услугами которой мы пользовались, отказалась печатать пятый номер нашей газеты, в котором были статьи о деле Вагнера и коррупции в Национальном банке Украины. Неофициально они сказали нам, что получили предупреждение от Службы безопасности Украины (СБУ). Перед ними стоял жесткий выбор: прекратить сотрудничество с нами или СБУ может парализовать их бизнес. Они разумно выбрали первый вариант.

Такой ситуации мы никак не ожидали. Но все стало еще хуже: все типографии, с которыми мы пытались связаться, отказывались с тем же объяснением или вообще без объяснения причин, а мы перепробовали почти два десятка. В некоторые из них, по нашим данным, СБУ обратилась в тот же день после нашего звонка. Это очень нетипично даже для Украины. Даже при бывших президентах Леониде Кучме и Викторе Януковиче, которые считались автократами и чьи действия вызвали массовые уличные восстания, давление СБУ на небольшие непарламентские партии было редкостью. Об этом нам рассказали несколько владельцев типографий.

В течение последних двух лет Служба безопасности Украины использовала свое влияние для противодействия СМИ, распространяющим российскую пропаганду и фейковые новости. И это правильно. Но с нами дело обстоит иначе. Мы – прозападное классическое либеральное движение. Учитывая, что нынешний глава СБУ Иван Баканов является другом детства и пожизненным коллегой Зеленского и Ермака, мы можем только предположить, что давление СБУ, с которым мы столкнулись, является скорее всего результатом нашей критики Ермака.

Мы все прошли через многочисленные жестокие и полные надежд уличные протесты, мы все поднимали свой голос против горе-диктаторов, и мы знаем, что после таких сюрпризов от Службы безопасности всегда приходят более суровые и зловещие события.

Мы рассказываем эту историю до того, как они отнимут у нас возможность рассказать об этом нашим согражданам. Мы найдем способ печатать нашу газету. Но мы не хотим такой практики в Украине. Мы хотим напомнить Вашингтону, что за Зеленским стоит гораздо больше, чем его телегеничный образ и его неуемная энергия, которая может помочь изменить ситуацию в Украине к лучшему.

В то время как Вашингтон будет приветствовать молодого президента Украины, помните, что свобода прессы в Киеве находится под угрозой. И в этом есть доля подозрительной роли самого доверенного советника президента.

Елена Каденко