Мир

Теракты в аэропорту и гостинице – это только начало кошмара для афганского народа

Скоординированная атака террористов-смертников в нескольких местах Кабула, включая отель и аэропорт, стала первым признаком антиутопического будущего Афганистана, а также напоминанием о его темном прошлом. Террористическая группа, стоящая за терактами в Кабуле, имеет тесные связи с сетью Хаккани.

Десятки людей были убиты и сотни ранены, включая афганских граждан, пытавшихся покинуть страну, и американских солдат, контролировавших эвакуацию. Исламское государство – Хорасан взяло на себя ответственность. Но также необходимо тщательно изучить группу талибов, частично контролировавшую безопасность в Кабуле в последние несколько дней, – сеть Хаккани. В конечном счете, теракт стратегически выгоден “Хаккани”, поскольку он, вероятно, ускорит отъезд иностранцев и предотвратит перспективу пробления эвакуации. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Foreign Policy.

В течение последней недели неоднократно звучали предупреждения о возможном нападении на аэропорт. Когда оно произошло, это была не спонтанная или случайная атака, а хорошо спланированное нападение с использованием множества бомб и целей, рассчитанных на достижение нескольких целей. Первой и наиболее очевидной целью было убить бегущих афганцев и отговорить других от попыток покинуть аэропорт или закрыть сам аэропорт. Но еще одной целью была гибель войск коалиции, используя призрак террора, чтобы Запад придерживался согласованного 31 августа – крайнего срока для ухода из страны. Время нападения, приуроченного к 20-й годовщине терактов 11 сентября, послужило мощным сигналом для других джихадистов.

Скоординированная атака имеет все признаки Исламского государства-Хорасан, включая участие нескольких террористов-смертников. Но, что тревожно, также наблюдаются признаки сети Хаккани с ее акцентом на массовые злодеяния с использованием мощных самодельных взрывных устройств.

Сеть Хаккани – это террористическая группа, находящаяся под международным запретом и имеющая многовековые связи с Аль-Каидой. Часто говорят, что существует четкий раскол между Исламским государством – Хорасан и Талибаном, но суровая реальность терроризма и политики в Афганистане такова, что ситуация никогда не бывает черно-белой. Заклятые враги могут сражаться друг с другом в один день и сотрудничать ради взаимной выгоды на следующий день. Эти группы переплетены и взаимосвязаны. Их племенные и брачные узы гарантируют, что идеологическое разделение не приведет к образованию постоянных линий разлома.

Приход Исламского государства в Афганистан можно проследить по аудиозаписи, сделанной в январе 2015 года Абу Мухаммадом аль-Аднани, тогдашним главой внешних операций Исламского государства, который сообщил о “расширении” группировки на “земли Хорасана” – термин, охватывающий не только Афганистан, но и всю Южную Азию, а также часть Китая. Новое образование будет называться Вилаят Хорасан, более известное на Западе как Исламское государство – Хорасан. Оно более беспорядочно, чем первоначальное Исламское государство, но по-прежнему смертоносно и эффективно.

Первоначально Исламское государство стремилось напрямую подорвать Талибан. 12 июля 2015 года Исламское государство опубликовало заявление, а затем статью в своем журнале “Дабик”, в которой говорилось, что основатель Талибана Мохаммед Омар не только мертв, но и умер много лет назад. Это постыдное разоблачение заставило талибов признать, что Омар действительно скончался. Организовав этот рассказ, Исламское государство обнажило трещины внутри Талибана. Ахтар Мансур стал преемником Омара, но он не смог подавить внутренние разногласия по поводу своего назначения, что привело к переходу на сторону Исламского государства – Хорасана. Когда 21 мая 2016 года Мансур был убит в результате удара американского беспилотника, его место занял Мавлави Хайбатулла Ахундзада. Однако и он не смог остановить поток поддержки “Исламского государства – Хорасан”, которая была не столько идеологической, сколько связана с лидерством, войнами за территорию и другими источниками финансирования через незаконную деятельность, такую как наркотики и отмывание денег. Вспомните распри между мафиозными группировками или средневековыми баронами.

Исламское государство – Хорасан в основном базируется в афганском Нангархаре – транзитном маршруте прибыльной торговли наркотиками, недалеко от границы с Пакистаном. Оно часто сотрудничало с сетью Хаккани в этом подпольном бизнесе. Глава сети Хаккани – Сираджуддин Хаккани, который является запрещенным террористом. Он также является вторым лицом в руководстве “Талибана” и поддерживает очень тесные связи с “Аль-Каидой”. До появления “Исламского государства – Хорасан” сеть Хаккани была пионером в использовании террористов-смертников в Афганистане и несла ответственность за гибель и увечья тысяч американских, коалиционных и афганских солдат.

Сеть Хаккани также установила тесные связи с мощной, но печально известной Межведомственной разведкой Пакистана (ISI), которая предоставляла оружие, обучение и финансовую поддержку. ISI также предоставила убежище большей части руководства “Талибана”, которое сейчас вернулось в Афганистан, включая группировку “Кветта Шура”. Основная причина, по которой хакканиты смогли продержаться последние 20 лет, заключается в том, что они пользовались безопасными убежищами в Пакистане, которые давали их бойцам возможность совершать трансграничные нападения и отступать, когда это было необходимо.

Все это создало иллюзию того, что Талибан и Исламское государство – Хорасан враждуют. Администрация Байдена отчасти зависела от этого, поскольку рассчитывала, что талибы обеспечат безопасность против возможных атак “Исламского государства – Хорасан” при эвакуации. Так и было на практике, хотя на самом деле произошло тактическое и стратегическое сближение между Исламским государством – Хорасан и Хаккани, если не всего Талибана. Талибан состоит из нескольких группировок, каждая из которых имеет собственное руководство, структуру и контроль над территорией Афганистана. В основном, у них есть общие враги: бывшее правительство Ашрафа Гани и Запад, который когда-то стоял на их пути, но теперь предпочитает скорейший уход из Афганистана.

25 марта 2020 года сикхская гурдвара была атакована террористами-смертниками и боевиками в Кабуле. В результате скоординированного нападения погибли 25 человек. Ответственность взяла на себя группировка “Исламское государство – провинция Хорасан”. Вскоре после этого в ходе важной контртеррористической операции Аслам Фаруки (он же Абдулла Оракзай), пакистанский лидер Исламского государства – провинции Хорасан, был арестован в провинции Кандагар Национальным управлением безопасности Афганистана. Фаруки рассказал, что Исламское государство-Хорасан сотрудничало не только с сетью Хаккани, но и с запрещенными пакистанскими террористическими группировками Джаиш-и-Мохаммед (Джем) и Лашкар-и-Тайба (ЛТ), в последней из которых Фаруки когда-то состоял. LeT осуществила синхронные теракты в Мумбаи в 2008 году, в результате которых погибли 166 человек. А самым известным новобранцем JeM был британский пакистанец Ахмед Омар Саид Шейх, один из убийц американского журналиста Дэниела Перла.

Существовало четкое разделение в рядах террористов. Новобранцы Исламского государства – Хорасан – проходили подготовку в лагерях JeM в Пакистане. LeT принимала участие в разведке целей в Афганистане для создания социальных, экономических и политических последствий. Сеть Хаккани, используя свои криминальные ресурсы, обеспечивала координацию и логистическое планирование. Исламское государство – провинция Хорасан – обеспечивало “пушечное мясо”, а также брало на себя общую ответственность за нападения.

12 мая 2020 года боевики Исламского государства – Хорасан ворвались в больницу Дашт-и-Барчи в Кабуле и напали на родильное отделение, которое поддерживалось организацией “Врачи без границ”, расстреляв персонал больницы, рожениц и новорожденных детей. Специальный представитель США по примирению в Афганистане Залмай Халилзад заявил, что ответственность за нападение на больницу несет Исламское государство – провинция Хорасан. Он не возложил вину на талибов, что вызвало критику по всему Афганистану и предположения, что Халилзад был больше озабочен сохранением имиджа талибов для поддержания мирных переговоров.

Другим крупным терактом стал взрыв средней школы Сайед-уль-Шухада в Кабуле 8 мая, в результате которого погибли 90 человек, в основном школьницы. Исламское государство – Хорасан, как и сеть Хаккани и весь Талибан, глубоко и жестоко женоненавистническое.

Сеть Хаккани – это семейно-клановое предприятие, состоящее из братьев, сестер, кузенов и других членов через браки. Другим ключевым членом сети Хаккани является Халил Хаккани, считающийся эмиссаром Талибана в Аль-Каиде. Недавно Халил Хаккани триумфально вошел в Кабул в качестве главы службы безопасности Талибана в столице. В знак символического неповиновения он нес с собой американскую винтовку M4, а его охрана была одета в американское боевое снаряжение, все это было захвачено талибами в последние недели. Какая бы группировка ни отвечала за безопасность эвакуации, следует спросить, почему периметр не контролировался должным образом и почему контрольно-пропускные пункты талибов, которые помешали многим афганцам добраться до аэропорта, все же не смогли остановить нападавших.

Мутная природа отношений Исламского государства-Хорасан с сетью Хаккани, а также с пакистанскими террористическими группами представляет собой сложную схему негласного сотрудничества между несколькими террористическими организациями. Также как и его запутанные связи с пакистанскими военными и разведкой. Это имеет тяжелые последствия для афганской и глобальной безопасности, тем более что Пакистан так заинтересован в том, чтобы международное сообщество признало и узаконило Талибан.

Сейчас Афганистан в центре внимания всего мира, но что будет после ухода Запада? Теракты в аэропорту и гостинице – это только начало кошмара Афганистана. Талибан воспользуется этим инцидентом для дальнейшего ограничения свобод афганских граждан под предлогом безопасности. Хотя талибы подвергнутся критике за то, что не предотвратили нападение, для них главный приз – уход Запада. Для них гибель невинных афганцев от рук Исламского государства – Хорасан является лишь стратегическим средством достижения цели. Исламское государство-Хорасан и Талибан могут возобновить свои распри, но у них больше общего друг с другом, чем различий. В проигрыше остается афганский народ.

Елена Каденко