Мир

Украина: от страны-транзитера газа к экспортеру водорода

Строительство газопровода "Северный поток - 2", вызывающего много споров с политической точки зрения, близится к завершению. Для Украины это может стать не только проблемой, но и возможностью.

Завершение строительства балтийского газопровода “Северный поток – 2” и амбициозные климатические цели Европейского союза дают Украине шанс уменьшить энергетическую зависимость от России и укрепить собственный суверенитет в качестве экспортера энергоресурсов в будущем. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Deutsche Welle.

Остается большой знак вопроса: Смогут ли Соединенные Штаты предотвратить использование “Северного потока-2” в качестве геополитического оружия против Украины? Санкции против Москвы, которыми Берлин и Вашингтон угрожают в этом случае, вряд ли произвели впечатление на Кремль.

Тем временем запасы газа в Европе продолжают истощаться. Например, австрийские хранилища природного газа пустуют как никогда. По данным энергетического агентства страны, в настоящее время они заполнены лишь на 30 процентов, что на треть меньше. В Германии запасы газа также значительно ниже нормы. Это связано, в частности, с высоким спросом со стороны Азии и сокращением поставок сжиженного природного газа (СПГ), что влечет за собой резкий рост цен.

Риски и возможности

Искусственный дефицит также привел к росту цен на газ. В частности, свою роль в этом играет “Северный поток 2”. По словам оператора, строительство трубопровода завершено на 99 процентов. Первые поставки через Балтийское море в Германию могут состояться в октябре по первой нитке газопровода. Хотя трубопровод еще не введен в эксплуатацию, “Газпром” уже допускает прекращение обычного транзита через Украину.

Несмотря на предоставленные политические гарантии, германо-американская сделка несет для Украины риски, которые уже дают о себе знать в сфере транзита газа, но также и возможности для продвижения вперед собственного энергетического перехода и укрепления суверенитета и будущей жизнеспособности страны.

Для Украины завершение строительства “Северного потока – 2” ускорит неизбежную модернизацию. Амбициозные планы Европейского союза по достижению климатической нейтральности к 2050 году приведут к сокращению импорта природного газа из России. Изменение климата создает новые геополитические реалии, которые со временем будут стоить России прибыльных источников дохода, а также ее ключевых источников власти и влияния.

Переходный этап

Тем не менее природный газ является важной переходной или промежуточной технологией, особенно для Европы, чтобы ускорить достижение цели климатически нейтрального энергетического перехода с использованием новых источников энергии, таких как водород. На фоне сложных отношений Европы с Россией на первый план выходит новый привлекательный экспортер – Украина.

На сегодняшний день страна является не только одной из крупнейших стран-транзитеров природного газа, но и обладает значительными запасами природного газа, вторыми по величине в Европе. До сих пор Украина покрывает за счет импорта треть своего годового потребления природного газа, составляющего 30 миллиардов кубометров. Дефицит внутреннего производства в размере десяти миллиардов кубометров покрывается за счет импорта из ЕС, поскольку украинская государственная газовая компания “Нафтогаз” не получает поставок из России с 2015 года.

Тем не менее в настоящее время Украина имеет самые большие возможности для роста добычи природного газа в Европе: чтобы удовлетворить собственные энергетические потребности и выгодно отличаться на экспортном рынке, “Нафтогаз” недавно приобрел новые лицензии на увеличение добычи. Они включают тридцатилетние эксклюзивные права на территорию площадью 30 000 кв. км с месторождениями природного газа в северной части Черного моря.

Один миллиард долларов должен помочь

Европа должна взять это на заметку. Поддерживая суверенитет и энергетическую безопасность Украины, ЕС также прокладывает путь к углеродно-нейтральной экономике. Что мешает странам-членам ЕС распространить свои водородные стратегии на новых партнеров на Востоке? Прежде всего, импорт “голубого” водорода может оказаться ценным промежуточным решением для их собственного перехода к энергетике и мобильности. Он также имеет преимущество перед “зеленым” водородом, который (пока) невозможно производить в больших количествах климатически нейтральным способом из-за отсутствия достаточного количества ветряных электростанций и солнечной радиации.

При использовании голубого водорода образующийся CO2 улавливается и хранится под землей. Для того чтобы взять на себя функцию связующего звена в производстве водорода с низким содержанием CO2 для Европы, Украина уже предлагает соответствующие мощности природного газа и сеть трубопроводов, которые могут быть расширены для транспортировки водорода, а также третью по величине зону хранения CO2 в Европе.

Объявляя о соглашении по “Северному потоку-2”, Германия и США подчеркнули, что они серьезно относятся к поддержке энергетического перехода в странах с развивающейся экономикой, таких как Украина. Планы по созданию Украинского зеленого фонда для содействия энергоэффективности и энергетической безопасности являются первым положительным шагом. Германия обязалась внести не менее 175 миллионов долларов США в качестве гранта в этот фонд и поддержать двусторонние энергетические проекты с Украиной. Вместе США и Германия обязались привлечь в фонд в общей сложности 1 миллиард долларов, при этом приоритет будет отдан стимулированию инвестиций частного сектора в “зеленую” энергетику Украины.

Однако это должно быть только начало. На этом фоне инвестиции в энергетическую инфраструктуру Украины окажутся беспроигрышным вариантом – как для Украины, так и для Европы. Изменение климата и растущий спрос на водород в Европе способны изменить геополитическую ситуацию на континенте. Европа не должна упустить эту возможность.

Елена Каденко