Мир

Пол Роберт Магоччи: Крым должен быть возвращен на его законное место – в демократическую и независимую Украину

Украина подала иск в Международный суд в Гааге, обвинив Российскую Федерацию в "финансировании терроризма" и совершении актов "расовой дискриминации" в отношении крымских татар и этнических украинцев в Крыму. Многие страны - особенно Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Европейский союз - присоединились к Украине в осуждении российской агрессии и преследований крымских татар. Теперь важно поддержать Украину на международной арене в ее борьбе за возвращение Крыма в демократическую и независимую Украину, — так считает американский историк Пол Роберт Магочи.

Данное интервью было опубликовано в турецком журнале Derin Tarih. Статья публикуется в преддверии “Крымской платформы” 23 августа, международного форума в Киеве, призванного оказать давление на Россию с целью прекращения незаконной оккупации Крымского полуострова, начавшейся после военного вторжения Кремля в 2014 году.

– На каком основании Россия аннексировала Крым в 1783 году после того, как Крым вышел из-под протектората Османской империи по договору Кючук-Кайнарджи в 1774 году? Какова была реакция Османской империи на то, что произошло в тот период?

– Все дело в геополитике. Московское царство, являвшееся предшественником Российской империи, было территорией, не имевшей доступа к морю. Первый выход к морю у Московии был на крайнем севере, но большую часть года воды там были замерзшими. Доступ к портам с теплыми водами стал главной целью Московии, а затем и России. Получив доступ к Балтийскому морю на западе, Россия направилась к Черному морю на юге. Там она столкнулась с Османской империей, против которой Московия/Россия вела ряд войн с середины XVII до конца XVIII века. Пока Россия упорствовала, рано или поздно османские земли, включая Крымское ханство, были бы присоединены к царской империи.

Способы присоединения могли быть разными, но результат был неизбежно один и тот же. Сценарий, разыгравшийся в 1770-х годах, был следующим. Правящий в Крыму хан и влиятельный клан Ширин поклялись в верности правительнице России Екатерине II. Царские войска вторглись в Крым, который был провозглашен независимым государством. Затем османы признали независимость Крыма в Кючук-Кайнарджийском договоре. Но менее чем через десять лет Екатерина II приказала присоединить Крым к России (1783). В конце концов, это были лишь детали, поскольку Московия/Россия всегда стремилась получить тепловодные порты. Теперь у них было несколько портов в Крыму и на северных берегах Черного моря.

Конечно, Россия не собиралась останавливаться, пока не вытеснит Османскую империю из Европы. Возможно, она даже могла бы осуществить “греческий проект” Екатерины – восстановление Византийской империи под управлением российской императорской семьи. Этого не произошло, потому что Османская империя с помощью Великобритании и Франции смогла продержаться до Первой мировой войны.

– Какую цель преследовала Россия на татарских землях в течение 170 лет с 1774 по 1944 год? Какова была ее системная программа для достижения этой цели? Какой ущерб был нанесен татарской идентичности, языку и культуре в этом процессе?

– В период российского имперского правления, начиная с 1783 года, статус крымских татар и их культура неуклонно снижались. Если в 1775 году татары составляли 88 процентов жителей Крыма, то к последним годам правления царской России в начале ХХ века эта цифра снизилась до 30 процентов. К 1944 году, после четверти века правления советской России, этот показатель был сведен к нулю. Татар в Крыму просто больше не было. Причиной неуклонного сокращения и окончательного исчезновения татар стали несколько волн массовой эмиграции, самая большая из которых пришлась на десятилетие после окончания Крымской войны (1854 год), когда более 140 000 крымских татар эмигрировали в Османскую империю, либо на ее земли на Балканах (современные Румыния и Болгария), либо в Анатолию.

Что касается татар, оставшихся в Крыму, то они подвергались дискриминации различного рода. Их мечети и другие памятники культуры пришли в упадок, тем более что царские власти были намерены превратить Крым в православную землю. Херсонес (современный Севастополь) был, в конце концов, местом, где в X веке крестился киевский великий князь Владимир, положив начало христианизации “России”. Христианская идеология в царской России была заменена атеистической марксистско-ленинской идеологией в Советской России. Независимо от идеологии, ситуация для крымских татар стала еще хуже.

– Действительно ли татары помогали нацистам во время Второй мировой войны? Учитывая внешнюю политику Сталина в то время, может ли это быть убедительным оправданием для ссылки?

– В большинстве европейских стран, завоеванных гитлеровской Германией во время Второй мировой войны, оккупационная нацистская военная и гражданская администрация смогла найти сторонников среди местного населения. Это происходило от управляемой нацистами Франции на западе до нескольких стран в центральной и восточной Европе, включая Советский Союз. После вторжения нацистской Германии в Советский Союз в июне 1941 года немецкая армия (вермахт) взяла под контроль Крым. Там нацистские администраторы нашли поддержку у различных слоев населения. Так же как русские и украинцы, крымские татары вступали в дружины самообороны (около 6 000), в немецкую армию (8 700) и в вооруженные батальоны (1 600) под руководством СС и немецкой полиции. В то же время около 20 000 крымских татар сражались против немецких захватчиков, служа в Советской Армии на различных фронтах. Тем временем дома, в Крыму, несколько сотен присоединились к советским партизанам.

Дело в том, что какой-то процент всех народов, проживающих в Крыму, оказывал поддержку оккупационному нацистскому режиму Германии. Такие действия ни в коей мере не оправдывали массовую
депортацию более 188 000 крымскотатарских мужчин, женщин и детей в течение трех дней, начиная с Черного дня (Кара Кюн) – 18 мая 1944 года.

– В своей книге “Эта благословенная земля” вы используете термин “этническая чистка в советском стиле”? Не могли бы вы подробнее остановиться на этом определении? Как “советский стиль этнической чистки” появился на татарских землях?

– Верховный советский лидер Иосиф Сталин лично принимал участие в издании приказов о насильственной депортации. Она была проведена самым жестоким образом: все татарское население Крыма было погружено в вагоны для скота и отправлено в Среднюю Азию, в частности, в советский Узбекистан. Не менее 15 процентов депортированных (27 000 человек) погибли по дороге, еще десятки тысяч умерли после того, как их доставили в пункт назначения, где их часто оставляли на произвол судьбы без всякого укрытия под палящим солнцем узбекской степи.

– Что представляли собой “этнокультурные тяготы” прошлого для татар по определению советских властей? Какие методы использовали советские власти, чтобы стереть это “этнокультурное бремя”?

– Депортация в мае 1944 года была последним актом в многовековой попытке России избавить Крым от нежелательных татарских жителей. Обоснование изгнания у России, а теперь у Советского Союза, было простым. Крымские татары якобы были потомками захватчиков, служивших монголам, которые разрушили “славное” славянское государство Киевская Русь в середине 13-го века. Другими словами, советский стереотип заключался в том, что татары были иностранными узурпаторами, а созданное ими в конце XV века государство, Крымское ханство, занималось ничем иным, как похищением более миллиона невинных восточных славян для продажи их в рабство Османской империи. Наконец, во II веке Россия отомстила за это.

Когда Вторая мировая война подходила к концу, победивший Сталин был полон решимости покончить с наследием монголо-татарского ига, символом которого в России стало присутствие татар в Крыму. Все, что осталось от татарской культуры – гражданские памятники, мечети, географические названия, даже кладбища – должно было быть уничтожено советским режимом, восстановленным в Крыму.
Как всегда любил говорить Сталин: Нет народа – нетпроблемы!

– Что мы можем сказать о количестве изгнанников? Что говорит нам статистика о ссылках? Сколько людей было сослано? Какова доля тех, кто погиб? Можно ли в этом отношении определить изгнание как геноцид?

– В конце Второй мировой войны ученый-международник д-р Рафаэль Лемкин ввел термин “геноцид”. Его определение легло в основу Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Договаривающиеся стороны (государства-члены ООН) подтвердили, что геноцид означает “намерение уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу”. Очевидно, что депортация в мае 1944 года и последующие преследования, проводимые Советским Союзом, были актом геноцида против крымскотатарского народа.

– А как насчет признания права татар на возвращение в Крым? Как был достигнут этот процесс?

PRM: Примечательно то, что крымским татарам удалось пережить изгнание в советской Средней Азии. Живя на чужбине и не имея доступа к формальному образованию о культуре и языке своих предков, именно татарские родители сумели привить своим детям осознание своей идентичности и идею о том, что когда-нибудь они вернутся в Крым. Уже в конце 1950-х годов молодые активисты во главе с Мустафой Джемилоглу/Джемилевым начали направлять петиции советским властям с требованием права на возвращение в Крым. Это право было окончательно предоставлено советским правительством в ноябре 1989 года. К моменту распада Советского Союза в конце 1991 года в Крым вернулось более 135 000 человек.

– С какими трудностями столкнулись татары, вернувшиеся на свои земли после 1990-х годов, в плане адаптации к новому российскому режиму?

– С 1954 года Крым был частью советской Украины. После распада Советского Союза он стал автономной республикой в составе независимой Украины. Украинское правительство в Киеве с пониманием относилось к крымским татарам, в результате чего число репатриантов продолжало расти и к 2013 году достигло 266 000 (официальные данные) и 300 000 (неофициальные данные). С другой стороны, государственные власти Крымской автономной республики – в основном советизированные русские (совки) – были в основном против и делали все возможное, чтобы блокировать усилия репатриантов по интеграции в крымское общество. Татары не могли жить в своих семейных домах, построенных до 1944 года, которые были заняты советизированными русскими и, в меньшей степени, украинцами. Многим репатриантам некуда было идти, и они были вынуждены жить как сквоттеры на окраинах городов и поселков.

С другой стороны, поскольку Украина пыталась стать демократическим государством, крымским татарам было разрешено создать широкий спектр гражданских и политических организаций, в первую очередь национальный конгресс (Курултай) и его исполнительный совет (Меджлис). Меджлис стал неофициальным правительственным органом крымских татар. Его председатель, бывший советский диссидент Мустафа Джемилев, вел переговоры от имени крымских татар с центральным правительством в Киеве, которое учредило Совет представителей крымскотатарского народа при канцелярии президента Украины. Несмотря на все трудности, особенно с прежним советским руководством в Крымской автономной республике, крымские татары вскоре поняли, что Украина – их лучшая надежда на выживание как отдельного народа.

– Какие события вызвали интерес Запада к крымскому вопросу? Что мы можем сказать о мировой литературе, посвященной татарской эмиграции? Можно ли сказать, что были проведены удовлетворительные академические исследования? Выполнили ли российские историки приемлемую работу?

– Трудности, с которыми столкнулись крымские татары после возвращения на родину, привлекли внимание международных организаций, интересующихся постсоветскими обществами в период их перехода от тоталитарной к более демократической политической системе. Украинское правительство было открыто для любой помощи, которую оно могло получить из-за рубежа, в частности, от Европейского Союза, США и Канады.

Именно в этом контексте различные неправительственные организации и Организация Объединенных Наций предоставили несколько миллионов долларов для финансирования социальных, медицинских и образовательных потребностей крымских татар. Среди основных источников такого финансирования были Программа ООН по интеграции и развитию Крыма и Агентство международного развития Турции.

Все эти усилия безвременно закончились после вторжения российских вооруженных сил и присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Крымскотатарские гражданские и политические лидеры во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым снова находятся в изгнании, хотя на этот раз они базируются в столице Украины Киеве. Украинское правительство признает их законными представителями крымских татар, проживающих в оккупированном Россией Крыму.

Многие страны – особенно Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Европейский союз – присоединились к Украине в осуждении российской агрессии и преследований крымских татар. В 2018 году Украина даже подала иск в Международный суд в Гааге, обвинив Российскую Федерацию в “финансировании терроризма” и совершении актов “расовой дискриминации” в отношении крымских татар и этнических украинцев в Крыму. Наконец, ученые из различных институтов Национальной академии наук Украины подготовили широкий спектр хорошо документированных исследований по истории и современному статусу Крыма и крымских татар. Увы, большинство из них написаны на украинском языке и недоступны для широкой международной аудитории.

– Есть ли какие-то пожелания, которые вы хотели бы адресовать турецким читателям?

PRM: Я надеюсь, что крымскотатарские диаспоры и другие гражданские активисты в Турции продолжат оказывать давление на свое правительство в Анкаре, чтобы оно заняло более активную позицию по крымскому вопросу. Надеюсь, что правительство Турции прислушается к просьбам турецких граждан крымскотатарского происхождения и поддержит Украину на международной арене в ее борьбе за возвращение Крыма на его законное место – в демократическую и независимую Украину.

Елена Каденко