Мир

Что принесет последняя и на редкость таинственная поездка канцлера Германии Меркель в Москву и Киев

После того как Штеффен Зайберт, пресс-секретарь канцелярии Германии, объявил, что Ангела Меркель отправится в Москву, чтобы поговорить с Путиным во время своей последней зарубежной поездки, а затем посетит Владимира Зеленского в Киеве, политики, эксперты и журналисты задаются вопросом, какова цель этой эскапады.

Богдан Нахайло, многолетний журналист Радио Свобода и дипломат, даже написал, что “странно, что визит канцлера Германии окутан тайной, а его мотивы неясны”. Эти сомнения не развеяло ни коммюнике немецкой стороны, ни лаконичное заявление Кремля о том, что переговоры будут касаться “двусторонних отношений, планируется обсуждение актуальных региональных и международных проблем”. Как информируют Экономические новости, об этом пишет польский портал wPolityce.pl.

Эта дипломатическая терминология скорее затушевывает, чем проясняет причины, по которым канцлер Германии начнет свою “прощальную” международную поездку в Москве, а затем отправится в Киев. Вопреки комментариям иронизирующих, Меркель едет в Москву вовсе не потому, что у нее теплые отношения с Путиным. Наоборот, говорят, что канцлер Германии недолюбливает российского президента, а их многочисленные беседы в 2014 году, во время украинского кризиса, как пишет Ральф Боллман, автор недавно опубликованной биографии Ангелы Меркель, были очень острыми, и политики, как говорят, даже кричали друг на друга.

Владимир Путин ответил на это взаимностью, приняв канцлера Германии в Сочи в присутствии своей собаки, зная, что Меркель имеет детскую травму и она боится собак. Речь идет не о личных симпатиях, потому что их нет, а о гораздо более важных делах — бизнесе и политике.

Беспокойство в Киеве

В Украине уже привыкли к тому, что в новых международных реалиях формула, которой Киев придавал большое значение в прошлые годы, о том, что партнеры не должны обсуждать вопросы, касающиеся украинских дел, без участия заинтересованных сторон, больше не работает. Однако порядок переговоров Меркель, которая сначала будет в Москве и только потом в Киеве, был воспринят с некоторым недоумением, как будто встреча с Зеленским служит лишь для того, чтобы проинформировать украинского лидера о том, какие договоренности достигнуты с Путиным.

Это горькая пилюля, тем более что канцлер Германии не примет участия, как тихо надеялись в Украине, в праздновании 30-й годовщины Независимости и открытии Крымской платформы.

Германию на последнем мероприятии будет представлять министр Хайко Маас, что, по мнению многих украинских комментаторов, означает, что Берлин сознательно и намеренно понизил ранг своего представительства, поскольку ничто не мешало Меркель задержаться в Киеве на несколько часов дольше.

После того как Белый дом объявил, что ни Байден, ни Харрис не приедут в Украину, и что Пит Баттиджиг, министр транспорта, заменит их на встречах Крымской платформы, это еще один неприятный сюрприз, который команде Зеленского пришлось принять в последние дни.

Проницательные наблюдатели украинской внешней политики, такие как Татьяна Силина из “Зеркала недели”, отметили, что во время недавнего визита министра Кулебы в США, который состоялся в начале августа, прилагательное “стратегический” для описания официальных отношений США и Украины, которое всегда использовалось в подобных ситуациях в предыдущие годы, исчезло из официальных объявлений и деклараций.

Силина считает, что это опасный сигнал, информирующий об изменении отношения американской дипломатии к Киеву.

Украинские наблюдатели также очень внимательно выслушали недавнюю речь Джо Байдена об Афганистане и обнаружили, что довольно многое из нее можно применить и к их ситуации. Сергей Сидоренко, редактор либеральной “Украинской правды”, написал, что “хотя события произошли за тысячи километров от Киева, они также меняют ситуацию в нашей стране”. В каком смысле? Прежде всего, США, по его мнению, в будущем будут менее склонны проводить политику поддержки демократии в таких далеких странах, как Украина, а одним из главных критериев предоставления помощи станет борьба с коррупцией и готовность помогаемых стран решать собственные проблемы, включая вопросы безопасности. Все это вместе взятое означает, по мнению многих украинских комментаторов, что политический вариант ориентации Киева на Вашингтон теперь будет более труднореализуемым.

Если да, то это возвращает нас к вопросу об отношениях с Берлином, которые, особенно после соглашения Меркель и Байдена по “Северному потоку-2”, довольно напряженные.

В украинских СМИ в этом контексте сотни раз повторялось слово “предательство”, а объявленные в совместном германо-американском коммюнике меры по компенсации потерь Украины были расценены как слишком обобщенные, скромные и вообще как “пальцем по воде писанные”.

Большинство украинских СМИ цитируют слова главы “Нафтогаза” Юрия Витренко, который сказал о соглашении Байдена-Меркель, что мы имеем дело с Будапештским меморандумом № 2, то есть с формулировкой якобы гарантий, которые на самом деле таковыми не являются.

Киев также внимательно следит за сообщениями американских СМИ, включая Bloomberg, о том, что Берлин, несмотря на давление Вашингтона, не намерен “закрывать” Nord Straem 2, если Москва снова начнет использовать газовое оружие, чтобы смягчить позицию Украины.

Июльская встреча Зеленского и Меркель в Берлине была кислой, разногласия преодолеть не удалось, и трудно говорить о надеждах на прорыв во взаимоотношениях. Тем более, что Германия по-прежнему не хочет поставлять Киеву оружие, даже то, которое считается только оборонительным.

Упоминание Меркель после встречи с Зеленским о том, что в контексте переговоров по Донбассу стоит вернуться к “формуле Штайнмайера”, даже накалило атмосферу на Украине, где считают, что ее принятие означает согласие на федерализацию страны и постоянное влияние Москвы на внутреннюю ситуацию.

Юрий Макарский на портале Цензор.net написал, что фактически Украина, приняв предложение Меркель, окажется в ситуации Боснии и Герцеговины, страны, которая 25 лет назад получила аналогичные решения, а сегодня не может нормально функционировать, более того, находится на грани распада и войны, и в ней играют политики, поддерживаемые Москвой.

Анна Шелест, украинский политолог, сказала в интервью радиостанции НВ, что, по ее мнению, визит Ангелы Меркель в Киев направлен на выход из тупика на переговорах так называемого Минского формата, и поэтому канцлер Германии намерена сначала проконсультироваться с Москвой.

Что Меркель обсудит с Путиным?

Не исключено, что Меркель также будет говорить с Путиным о действиях Лукашенко и кризисе мигрантов на границах с Литвой, Латвией, а теперь и с Польшей. Рикард Йозвяк, журналист “Радыё Свабода”, недавно написал в Твиттере, что ему удалось купить билет на рейс Lufthansa из Берлина в Минск 21 сентября, что, по его мнению, может свидетельствовать о том, что Германия намерена снять запрет на полеты в белорусскую столицу после того, как люди Лукашенко заставили приземлиться самолет Ryanair. Возможно, это “жест доброй воли” для нормализации отношений и совместной подготовки к новой волне беженцев, на этот раз из Афганистана.

Экономические вопросы в обоих визитах канцлера Меркель также важны. Речь идет не только о сохранении “Газпромом” украинского транзита, но и о новом крупном предприятии, в котором участвует Германия. В связи с ужесточением климатической политики Европейского Союза и революционными изменениями, предлагаемыми в рамках Fit 55, вопрос о поставках водорода в Германию, как из России, так и из Украины, становится все более актуальным.

Грандиозная “сделка будущего”, над которой уже работают немецкие компании, такие как Siemens, призвана сделать Германию европейским центром по поставкам водорода, который должен стать топливом будущего. Берлин хочет зарабатывать в два раза больше. По мнению российских экспертов из Центра “Сколково”, если Европа и мир будут всерьез проводить политику амбициозных климатических целей, то к 2050 году спрос на водород возрастет в 14 раз. Это означает, что в условиях дефицита предложения цены будут расти быстрее, чем в прошлом, и на этом росте смогут заработать те, кто на основе долгосрочных контрактов будет иметь гарантированные стабильные поставки.

Россия уже взяла курс на производство водорода, который будет поставляться в Германию по существующим трубопроводам, с целевым показателем 5 миллионов тонн к 2030 году. Возможно, именно по этой причине, как считают некоторые российские эксперты, Берлин “спокойно” относится к использованию “Северного потока-2” и сохранению украинского транзита. Но это лишь один из источников гигантских прибылей для немецкой промышленности в будущем.

Если мы говорим о “зеленой революции” и сжигании водорода, то действующие энергетические мощности должны быть модернизированы. Первый пилотный проект в этом отношении реализуется на Крайнем Севере немецкой компанией Siemens. Стоимость восстановления одной турбины, которых в Европейском Союзе и России тысячи, составляет не менее 6 миллионов евро.

Наконец, для того чтобы Россия, а также Украина и страны Северной Африки могли поставлять водород в Европу, им потребуются электролизеры, производимые немецкими компаниями. По мнению Андрея Конопляника, профессора, академика РАН и специалиста в области энергетики, производители этого топлива, такие как Россия, могут заработать на “водородной революции”, но поставщики оборудования и технологий, в основном из Германии, необходимых для производства и транспортировки этого топлива, безусловно, хорошо заработают. В течение многих лет немецкое машиностроение будет гарантировать себе заказы, перекладывая риски на других.

Возможно, именно поэтому немцам, которые отлично умеют использовать экономическое оружие в своей внешней политике, нужен мир в Европе и открытость для России, даже если это означает уступки приграничным государствам, таким как Украина.

Елена Каденко