Лидеры Франции и Германии во время своих недавних визитов в Киев пытались заставить Украину выполнить российскую версию Минских соглашений, заявляют источники в украинском правительстве и иностранные эмиссары.
Дипломатические усилия по урегулированию продолжающегося кризиса безопасности были предприняты в то время, когда Россия разместила 150 000 военных вблизи Украины и на оккупированных Россией территориях.
8 февраля президент Франции Эммануэль Макрон попытался убедить президента Владимира Зеленского провести прямые переговоры с контролируемыми Россией боевиками – идея, которая фактически повторила бы продвигаемый Россией лживый нарратив о “гражданской войне” в Украине.
Макрон попросил Зеленского провести прямые переговоры с боевиками, на что Зеленский ответил отказом.
Макрон обсудил идею проведения прямых переговоров с российскими сторонниками в регионе с президентом России Владимиром Путиным в Москве 7 февраля.
Говоря о встрече с Макроном, Путин сказал, что переговоры были полезными, а некоторые идеи Макрона “реалистичны” и могут стать основой для дальнейших совместных шагов.
Через день Макрон поднял это предложение в разговоре с Зеленским в Киеве, по словам двух источников.
Канцлер Германии Олаф Шольц, посетивший Киев 14 февраля, пытался уговорить Зеленского предоставить оккупированным Россией регионам автономию, что является одним из ключевых требований Кремля.
15 февраля российский парламент проголосовал за то, чтобы попросить Путина признать оккупированные Россией территории в украинском Донбассе независимыми государствами. Если Путин подпишет законопроект, это фактически отменит Минские соглашения, что, по словам украинских чиновников, не является тем, чего желает Россия.
Накануне Шольц заявил, что Зеленский согласился представить план по введению “особого статуса” для оккупированного Донбасса. Зеленский не дал публичных комментариев по этому вопросу.
Во время своего визита в Москву 15 февраля Шольц назвал признание независимости оккупированных Россией регионов “политической катастрофой”.
Почему Минские соглашения?
Требование автономии Донбасса вытекает из мирного соглашения, подписанного в Минске в феврале 2015 года после разрушительной для Украины Дебальцевской битвы.
Тогда Украина, Россия, ОБСЕ и возглавляемые Россией боевики Донбасса подписали то, что сейчас известно как вторые Минские соглашения, формально направленные на прекращение войны на востоке Украины.
Перед подписанием Минские соглашения были одобрены лидерами стран Нормандского формата – группы, созданной для установления мира на Донбассе, в которую входят Украина, Франция, Германия и Россия.
Поскольку документы были подписаны в результате крупных военных поражений Украины из-за военного участия России, многие положения требовали от Украины значительных уступок.
В частности, в Минских соглашениях говорится, что Украина должна принять законопроект о предоставлении “особого статуса” оккупированным Россией районам Донбасса. Эта правовая база предусматривает очень широкую автономию, возможно, даже полунезависимость региона.
Этот особый статус предоставит оккупированным Россией территориям полную амнистию для всех участников боевых действий, право назначать собственных прокуроров и судей и развивать собственные политические и экономические связи с Россией.
Зная, что боевики полностью контролируются Россией, Украина потребовала, чтобы местные выборы на Донбассе проводились в соответствии с украинским законодательством, по стандартам и под наблюдением ОБСЕ, и только после того, как все силы боевиков и военизированные формирования будут выведены и расформированы, а восточная граница вернется под контроль Украины.
Россия не спешит выводить свои формирования и технику из Донбасса. Кремль требует “особого статуса” и проведения выборов до вывода войск из региона, что означает, что он может повлиять на выборы.
Парламент Украины принял закон об особом статусе оккупированных территорий еще в 2015 году. Закон также предусматривает предоставление региону определенной автономии, но только после того, как Украина восстановит контроль над оккупированными Россией территориями. С тех пор Украина ежегодно продлевала действие закона.
Лидеры стран Нормандского формата не встречались с декабря 2019 года. Оба формата мирных переговоров – Нормандский формат и Минская трехсторонняя группа – пробуксовывают.
Последние две встречи представителей Украины, России, Франции и Германии 26 января в Париже и 11 февраля в Берлине не принесли никаких результатов.
Представитель России Дмитрий Козак заявил после январской встречи, что “все согласились, что пока существуют разногласия в интерпретации Минских соглашений… Нормандский формат вряд ли сыграет какую-либо значительную роль в урегулировании конфликта”.