Мир

Насколько устойчива белорусская экономика в условиях западных санкций?

В июне и августе 2021 года Европейский Союз, Великобритания, США и Канада ввели жесткие финансовые и торговые санкции против Беларуси. Какое влияние они окажут на белорусскую экономику?

Белорусская экономика – это современная советская экономика, но это все еще советская экономика. В ней доминируют несколько десятков крупных государственных предприятий, которые делятся на две группы. Четыре наиболее ценных государственных предприятия – это “Беларуськалий”, который производит пятую часть всего калийного сырья в мире, два нефтеперерабатывающих завода – “Нафтан” и “Мозырь”; и компания по производству азотных удобрений “Гродно Азот”. На долю этих четырех компаний приходится около двух третей экспорта Беларуси на Запад. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Стокгольмского форума свободного мира, для The Atlantic Council.

Другая группа крупных государственных предприятий производит советскую продукцию для российского рынка, включая широкий ассортимент – от печей до бюстгальтеров. Качество этой продукции высокое по советским стандартам, но она все еще советская. На Россию приходится почти половина белорусской торговли, и ни одна страна не зависит от российского рынка так сильно, как Беларусь.

В белорусской экономике есть еще один элемент – современный высокотехнологичный сектор, лидером которого является EPAM, компания, акции которой котируются в Нью-Йорке, с 41 000 сотрудников и рыночной капитализацией в 32 миллиарда долларов США. До начала нынешнего кризиса в прошлом году высокотехнологичный компонент белорусской экономики составлял около пяти процентов ВВП, но большая его часть с тех пор эвакуировалась в более дружественные страны.

Александр Лукашенко пришел к власти как руководитель совхоза. В значительной степени он им и остается, даже несмотря на то, что, похоже, сколотил значительное личное состояние в Дубае. Его экономическая политика проста. Крупные производственные компании принадлежат государству и контролируются Лукашенко. Если они терпят убытки, их покрывают государственные банки, на которые приходится три четверти всех банковских кредитов в стране.

Это модель, разработанная для обеспечения стабильности в советском стиле, но она не способствует экономическому росту. Белорусская экономика не растет с 2012 года. В 2013 году белорусский ВВП на душу населения составлял 8 000 долларов США, но в этом году, по прогнозам МВФ, он составит всего 7 000 долларов США, а белорусы смотрят в первую очередь на свои долларовые доходы.

Лукашенко также обвиняют в том, что он утвердился в роли авторитарного клептократа. 9 августа Казначейство США ввело санкции против трех его предполагаемых казначеев. Белорусский бизнесмен Николай Воробей предположительно управляет энергетическим бизнесом Лукашенко, белорус Алексей Алексин – табачным бизнесом, а гражданин Сербии и Кипра Небойша Карич, как сообщается, занимается строительным бизнесом Лукашенко. Беларусь страдает от кумовского государственного капитализма. Трудно представить себе какой-либо прогресс, пока Лукашенко не будет отстранен от власти.

Лукашенко долгое время игнорировал Ковид-19. Сначала он утверждал, что пандемии не существует, а позже заявил, что ее можно вылечить водкой и посещением сауны.

Несмотря на столь слабую реакцию на кризис, белорусский ВВП в 2020 году сократился всего на один процент, а МВФ ожидает полного восстановления экономики в 2021 году с ростом в два процента. Эти относительно впечатляющие цифры объясняются тем, что белорусская экономика основана на сырьевых товарах, и за последний год она выиграла от роста цен на сырьевые товары. Экспортные цены Беларуси выросли более чем на 40 процентов по сравнению с 2020 годом, поскольку цены на нефтепродукты и удобрения резко взлетели.

В то же время цены на нефть и газ, импортируемые Беларусью из России, оставались относительно стабильными и низкими. Чем быстрее растут цены на нефть и газ на мировом рынке, тем большие скрытые субсидии Россия предоставляет Беларуси.

В 2020 году ВВП Беларуси составлял всего 60 миллиардов долларов США. В последние годы общие российские субсидии Беларуси оценивались в 2 миллиарда долларов США в год. Если западные санкции, введенные этим летом, будут полностью реализованы, они могут лишить Беларусь USD 4 млрд. экспортной выручки и внешнего финансирования.

Учитывая, что международные валютные резервы России на конец сентября 2021 года составили 614 миллиардов долларов США, и что только на Крым Россия тратит из своего федерального бюджета примерно 5 миллиардов долларов США в год, Россия, конечно, может увеличить свои субсидии Беларуси до 6 миллиардов долларов США в год, если это необходимо. Учитывая резкий рост цен на белорусский экспорт, в этом вряд ли будет необходимость.

Не является обременительным и государственный долг Беларуси. На конец 2020 года он составлял 37 процентов. Ежегодное обслуживание долга составляет около 3 миллиардов долларов США в год, что вполне терпимо.

В то время как финансовое бремя для России может быть посильным, западные санкции, связанные с Беларусью, должны привести к большим издержкам для России. Поскольку Лукашенко фактически является клиентом Путина, Россия должна быть наказана за вмешательство в дела Беларуси. Дальнейшие западные санкции должны удержать Кремль от подобного вмешательства.

Первыми целями должны стать четыре российских государственных банка в Беларуси, на которые приходится около одной пятой банковских активов, а также поддержка российских государственных компаний в Беларуси и их возможные поглощения белорусских компаний.

Путин все чаще делегирует ведение внешней политики российским бизнесменам. Это обеспечивает ему видимость непричастности, в то время как его олигархи заняты своим делом, обогащаясь сами.

Для Беларуси Путин, похоже, выбрал трех ведущих бизнесменов. Центральной фигурой Кремля является Герман Греф, многолетний глава Сбербанка, доминирующего государственного банка России. Сбербанк отказался войти в Крым или оккупированный Донбасс, опасаясь санкций. Греф – частый гость Лукашенко, и он предоставил многомиллиардные кредиты двум российским бизнесменам, имеющим крупные интересы в Беларуси.

Один из этих бизнесменов – Михаил Гуцериев, российский мультимиллиардер в нефтяном секторе, который инвестировал в белорусскую нефтехимическую промышленность. По этой причине ЕС и Великобритания ввели против него санкции, но США пока этого не сделали.

Другой крупный российский бизнесмен, который, как сообщается, присматривается к Беларуси, — Дмитрий Мазепин, выходец из Беларуси. В настоящее время он является владельцем российских компаний “Уралкалий” и “Уралхим”, которые, похоже, готовы поглотить “Беларуськалий” и “Гродно Азот” соответственно при финансировании Сбербанка. Объединенный Запад должен дать понять этим людям, что подобные действия приведут к санкциям.

Белорусская экономика может быть устойчивой, но санкции Запада могут сделать токсичным для России продолжение поддержки режима Лукашенко.

Елена Каденко