Постоянный успех Северной Кореи в росте и расширении незаконной торговли оружием является, пожалуй, самой яркой иллюстрацией тенденции, которая давно вызывает тревогу у экспертов по Корее: режим международных санкций оказался в значительной степени беззубым, если не контрпродуктивным, как средство борьбы с голодающей армией военно-промышленного комплекса КНДР.
Северную Корею (КНДР) иногда называют “автаркией”, или экономически самодостаточным государством, но этот ярлык не отражает некоторых особенностей северокорейской экономики: среди них – обширная незаконная торговля оружием, которая продолжает процветать, несмотря на режим международных санкций, введенных против Пхеньяна. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The National Interest.
В начале 1980-х годов КНДР премьера Ким Ир Сена нашла прибыльную нишу в качестве экспортера стрелкового оружия в десятки воюющих и нестабильных стран третьего мира, включая Ливию, Йемен, Уганду, Мадагаскар, Ирак, Сирию, Иран.
Жемчужиной экспортных амбиций Северной Кореи стала Зимбабве, недавно получившая независимость от британского колониального правления. Теплые личные отношения между Иль Сеном и премьер-министром Робертом Мугабе сделали Зимбабве одним из самых лояльных клиентов КНДР в 1980-х годах, импортируя широкий спектр тяжелой военной техники, включая танки Т-14, бронемашины, системы противоракетной обороны и артиллерийские установки.
Согласно отчету Разведывательного управления министерства обороны США за 1991 год, в период с 1981 по 1989 год объем продаж оружия составил значительную сумму в 4 миллиарда долларов США, а в 1982 году он составил более трети от общего объема экспорта КНДР.
В следующем десятилетии КНДР начала заниматься ракетными и ядерными технологиями. Трудно определить полный масштаб экспортной деятельности Северной Кореи в 1990-х годах, но перебежчики и рассекреченные отчеты разведки называют Ирак, Йемен, Пакистан, Сирию и Вьетнам в числе десятков потенциальных клиентов, проявлявших интерес к северокорейским ракетам или ракетным технологиям вплоть до начала 2000-х годов.
Растущий каскад санкций, введенных ООН и ЕС после выхода Пхеньяна в 2003 году из Договора о нераспространении ядерного оружия, безусловно, сократил доходы Северной Кореи от экспорта оружия, но Пхеньян оказался удивительно искусным в поиске новых способов обойти режим санкций.
Несмотря на юридическую обязательность, ни одна из девяти резолюций Совета Безопасности ООН, составляющих основную часть санкционного бремени Северной Кореи, не является самообеспечивающей. Каждое отдельное государство-член обязано принять адекватные меры против финансовых операций с Пхеньяном – мандат, который с переменным успехом выполняется в странах третьего и развивающегося мира.
Согласно докладу ООН за 2019 год, Северная Корея создала сложную преступную сеть, чтобы продолжать продавать оружие через разнообразные посреднические структуры, подставные компании и иностранных посредников.
В последние годы Северная Корея стала ведущим поставщиком оружия движению Хути в Йемене, а также группам боевиков в Уганде и Судане, в основном за счет поставок через сирийскую компанию, зарегистрированную на торговца оружием Хусейна аль-Али.
Пхеньяну также удалось наладить ценные связи в высших эшелонах Министерства обороны Ливии, что привело к заключению контракта на поставку оружия, который О Чол Су, заместитель министра Министерства военного оборудования КНДР, назвал важным “для требуемых оборонных систем и боеприпасов, необходимых для поддержания стабильности в Ливии”.
Северная Корея также возглавляет мощную сеть морских контрабандистов. В ходе операции, которую ООН назвала “крупнейшим изъятием боеприпасов в истории санкций против Корейской Народно-Демократической Республики”, таможенники обнаружили тайник с 30 000 гранатометов на борту северокорейского судна, направлявшегося в Египет. Как выяснилось позже, заказчиком был не кто иной, как сами египетские вооруженные силы. Египетские военные заказали северокорейские боеприпасы через сложную сеть египетских деловых посредников.
Продолжающийся успех Северной Кореи в росте и расширении незаконной торговли оружием является, пожалуй, самой яркой иллюстрацией тенденции, которая давно вызывает тревогу у экспертов по Корее: режим международных санкций оказался в значительной степени беззубым, если не контрпродуктивным, как средство усыпления борьбы с диктаторским режимом в КНДР.