После украинской революции на Евромайдане 2014 года, вызванной борьбой против российского влияния, сторонник русского мира тайком продал украинское предприятие по производству авиационных двигателей китайским инвесторам за 500 миллионов долларов.
Благодаря советскому прошлому предприятие “Мотор Сич” стало основным поставщиком двигателей для знаменитых ударных и транспортных вертолетов российской армии до 2014 года, когда в силу санкций данные связи были разорваны. Но сделка вызвала тревогу как в Украине, так и за ее пределами, поскольку производитель наиболее ценного украинского аэрокосмического оборудования может оказаться в руках китайского правительства. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Organised Crime and Corruption Reporting Project.
Президент и акционер “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев, бывший политик, продал свою компанию в тайне. Личность покупателя была скрыта за анонимными оффшорными компаниями, а о сделке 2015 года стало известно только через два года после продажи. Когда в 2017 году об этом стало известно, Служба безопасности Украины (СБУ) потребовала заморозить проданные акции, что было удовлетворено судом в Киеве.
Правительство США назвало продажу “хищнической” за пренебрежение украинскими интересами и назвало покупателя, частную китайскую компанию Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, связанной с китайским правительством и армией. Beijing Skyrizon, по словам американцев, “активно стремится приобрести интеллектуальную собственность и технологии для развития ключевых военных возможностей, которые угрожают национальной безопасности США”.
В настоящее время документы из утечки Pandora Papers, попавшие в распоряжение OCCRP, показывают, что на самом деле за секретной сделкой стоял целый лабиринт оффшорных фирм, а проект соглашения, обнаруженный в документах, показывает, что, возможно, ее заключению способствовали украинские офисы крупной американской юридической фирмы DLA Piper, которая подготовила проект сделки.
ДОКУМЕНТЫ ПАНДОРЫ
Документы Пандоры” – это почти 12 миллионов документов оффшорных компаний, предоставляющих корпоративные услуги, которые попали в распоряжение Международного консорциума журналистов-расследователей. Эта история основана на документах, найденных в файлах двух из этих поставщиков услуг, Alcogal и CCS Trust. OCCRP получил дополнительную информацию о сделке из электронных писем, просочившихся из киевского офиса DLA Piper.
В неподписанном проекте соглашения подробно описывался план, согласно которому три офшорные фирмы – зарегистрированная на Британских Виргинских островах Skyrizon Aircraft Holdings и зарегистрированные на Кипре Reckoner Investment и Argio Investment – должны были приобрести шесть офшоров, которые вместе владели контрольным пакетом акций “Мотор Сич”.
План, по-видимому, был разработан для того, чтобы не попасть под действие антимонопольного законодательства Украины. DLA Piper предложила структурировать сделку таким образом, чтобы несколько теневых компаний приобрели крупные пакеты акций “Мотор Сичи”, а владельцы этих офшоров использовались в качестве явных доверенных лиц реальных владельцев Beijing Skyrizon. Ни одна из компаний не имела бы более 25 процентов акций, необходимых для начала антимонопольной проверки.
Когда в 2017 году было объявлено о продаже “Мотор Сич”, СМИ сообщили, что она была напрямую продана Beijing Skyrizon. Но на самом деле все было не так. Фактическая продажа в точности соответствовала плану DLA Piper по разделению ее между внешне независимыми, но на самом деле связанными компаниями.
DLA Piper заявила журналистам, что не комментирует дела клиентов, но следует “высочайшим стандартам этики и профессионализма”.
С момента подписания сделки американская фирма продала свою долю в украинской фирме в июне. Однако фирма по-прежнему участвует в сделке. По сообщениям прессы, DLA Piper является одной из трех международных юридических фирм, представляющих интересы Beijing Skyrizon Aviation в попытке вернуть активы, замороженные украинским правительством.
Аэрокосмическая компания Beijing Skyrizon контролируется предпринимателями Ван Цзин и Ду Тао. Ванг, который, как сообщается, имеет образование в области традиционной китайской медицины, ранее попал в заголовки газет с планами строительства канала через Никарагуа стоимостью 50 миллиардов долларов, чтобы составить конкуренцию Панамскому каналу. В 2011 году он стал генеральным директором телекоммуникационной компании Xinwei Technology Group Co. Ltd. в 2011 году.
Однако, согласно документам, полученным OCCRP, Beijing Skyrizon приобрела всего 9,99 процента акций “Мотор Сич” через зарегистрированную на Британских Виргинских островах дочернюю компанию Skyrizon Aircraft Holdings.
В рамочном соглашении указывалось, что компания под названием Granum Corporation, зарегистрированная в Панаме, будет частью сделки. Действительно, компания под названием Granum приобрела 9,3 процента акций “Мотор Сич”, хотя OCCRP не удалось установить ее принадлежность или связь с другими участниками сделки.
Большая часть оставшегося пакета акций была приобретена оффшорными фирмами, принадлежащими четырем китайским физическим лицам, ни одно из которых не имеет публичной известности в качестве делового партнера или очевидных финансовых средств для приобретения значительных долей в компании такого масштаба, как “Мотор Сич”. Эти лица были связаны с некоторыми из компаний, названия которых были указаны в проекте соглашения DLA Piper.
Документы показывают, что один из этих людей, 43-летний Ли Фэнжу, в период с 2010 по 2016 год работал бухгалтером в небольшой провинциальной компании в Китае, зарабатывая 15 000 долларов в год.
Ли был указан как бенефициарный владелец зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Firestorm Business Limited, которая, в свою очередь, владела кипрской фирмой Reckoner Investment Holdings Ltd. Она приобрела 7,7% акций компании. Последняя фирма приобрела 21,7 процента акций “Мотор Сич” за 217 миллионов долларов. По документам источником средств, использованных для покупки аэрокосмического гиганта, значится “зарплата”.
Второй гражданин Китая, 56-летний Сюй Чаншунь, является бенефициарным владельцем зарегистрированных в Украине компаний “Торговый Дом ” Олена” и “Мотор-Интерком”, которые приобрели 19 процентов акций “Мотор Сич” за 190 миллионов долларов.
Несмотря на их, казалось бы, скромное происхождение, журналисты-расследователи идентифицировал Ли и Сюя как директоров или акционеров других фирм в Китае и Гонконге, имеющих связи с Beijing Skyrizon, что позволяет предположить, что они действуют как доверенные лица реальных акционеров.
Две другие дочерние компании, участвующие в сделке, также могут быть прикрыты доверенными лицами. Amonte Holdings Limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, владеет зарегистрированной на Кипре компанией Likatron Enterprises Ltd., которая приобрела 9,9 процента акций “Мотор Сич”. Владельцем Amonte указан Рен Цзиньлинь. В документах зарегистрированной в Белизе компании Twinstar Holdings SA, которая приобрела 6,23 процента акций, в качестве владельца указан Лю Яньнин. Репортерам не удалось отследить или связаться с Реном или Лю. Некоторые из этих компаний упоминаются в неподписанном соглашении DLA Piper.
В целом, на долю офшоров, принадлежащих этим четырем людям, пришлось не менее 407 миллионов долларов США из 500 миллионов долларов США сделки, подготовленной DLA Piper.
Антимонопольный эксперт Агия Загребельская, которая во время сделки была членом Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), считает, что покупатели разделили акции между несколькими якобы независимыми лицами, поскольку если бы один человек приобрел 25 или более процентов, сделка нуждалась бы в одобрении АМКУ, которое вряд ли было бы получено. “Было бы очень трудно получить разрешение в том смысле, что это было бы похоже на ” killer deal “, когда один конкурент поглощает другого конкурента, чтобы получить доступ к технологии”, – сказала Загребельская.
Она отметила, что “Мотор Сич” имеет стратегическое значение для Украины, но в стране отсутствует правовая база для осуществления контроля за иностранными инвестициями в стратегическую отрасль – оборонную. Она сказала, что АМКУ рассмотрел бы этот вопрос, если бы эта сделка поступила к ним на рассмотрение.
Председатель наблюдательного совета “Мотор Сич” Анатолий Малыш сказал, что разбирательства “сейчас ведутся на государственном уровне”, и он не может давать комментарии по данному вопросу.
“Что ищет АМКУ, так это наличие фактического контроля над 25 с лишним процентами акций. Формальное отсутствие такого контроля на бумаге не отменяет необходимости получения одобрения АМКУ”, – сказал адвокат Маркиян Ключковский.
Сделка стала достоянием общественности в 2017 году, вскоре после того, как о ней стало известно АМКУ.
Согласно письму государственного антимонопольного комитета Украины от июля 2017 года, китайский покупатель не подал заявку на получение антимонопольного разрешения на сделку, несмотря на то, что одна сторона – Beijing Skyrizon – приобрела более 50 процентов компании, согласно выводам СБУ.
Хотя покупка была структурирована через нескольких покупателей, финансирование сделки стоимостью 500 миллионов долларов США поступило из одного источника: Государственный банк развития Китая, который является каналом реализации экономической стратегии китайского правительства.
Банк развития Китая одолжил деньги еще одной компании, гонконгской Skyrizon Holdings Limited, которая предоставила их своей дочерней компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, Skyrizon Aircraft Holdings, а также Firestorm, одной из оффшорных компаний, принадлежащей явному доверенному лицу. Обе они заложили свои акции “Мотор Сич” Банку развития Китая в качестве залога. Bajaz, еще один из офшоров, также заложил Банку развития Китая пакеты акций в качестве залога примерно в то же время, но через другую офшорную компанию.
“Обеспечение стало стержнем реализации Китаем стратегии распределения кредитов с высоким риском и высокой прибылью”, – говорится в исследовании AidData, исследовательской лаборатории Института глобальных исследований при Колледже Уильяма и Мэри, посвященном китайским проектам развития, опубликованном в прошлом месяце.
СУДЕБНАЯ БИТВА
Когда о продаже “Мотор Сич” стало известно в Украине в 2017 году, сделка провалилась после того, как ее легитимность была оспорена.
В сентябре 2017 года украинский суд заморозил акции “Мотор Сичи”, приобретенные некоторыми офшорными фирмами по распоряжению СБУ, которая утверждала, что продажа приведет к ” разорению” “Мотор Сичи” из-за трансфера ее технологий за пределы Украины.
Владельцы Beijing Skyrizon, а также теневые фигуры Ли, Сюй, Рен и Лю сейчас предъявляют Украине иск на 3,5 миллиарда долларов за нарушение инвестиционного договора 1993 года. DLA Piper представляет их интересы в суде.
Если группа выиграет дело, существует реальная угроза того, что “Мотор Сич” окажется в руках китайского государства, как и опасались критики сделки. К 2021 году предприятие Skyrizon-Xinwei оказалось на грани банкротства. Дефолт по кредитам Банка развития Китая привел бы к тому, что Банк развития Китая взял бы компанию под свой контроль, если предположить, что Beijing Skyrizon и ее партнеры вернули бы компанию через суд.
Последние события указывают на то, что Skyrizon и Xinwei находятся не в лучшем финансовом состоянии. В мае Шанхайская фондовая биржа исключила Xinwei из списка, а в июле Xinwei выставила на продажу свою штаб-квартиру.
Маргарита Карпенко, бывший управляющий партнер DLA Piper Ukraine, отказалась от комментариев.