Мир

Зимой Европа может испытать ценовой шок на рынке газа

Уже некоторое время цены на природный газ в Европе растут. Рынок задается вопросом, не может или не хочет Россия поставлять больше? Зимой ситуация может ухудшиться и вызвать новый ценовой шок.

Даже для опытных наблюдателей нынешняя ситуация на европейских рынках природного газа выглядит странно. “Цены действительно взорвались за последние недели и месяцы”, — говорит швейцарский трейдер, торгующий природным газом, ссылаясь на справочную цену на голландской торговой площадке TFF. При цене более 55 евро за мегаватт/час цена природного газа для Западной Европы выше, чем когда-либо прежде. Не менее необычно и то, что цены так резко выросли в летние месяцы. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Neue Zürcher Zeitung.

Обычно в теплое время года спрос на природный газ ниже, чем зимой. Затем лето обычно используется для заполнения хранилищ природного газа. Однако в этом году средний уровень запасов газа в Западной и Центральной Европе по-прежнему необычайно низок. Когда в октябре начнется следующий отопительный сезон, природный газ может стать дефицитным, и цены, скорее всего, еще больше вырастут.

Под подозрением

Поскольку поставки российского природного газа в Западную и Центральную Европу сократились, среди наблюдателей и трейдеров возникли подозрения, что это может быть попыткой шантажа со стороны российской государственной газовой компании “Газпром”: спорный балтийский газопровод “Северный поток 2” из России напрямую в Германию уже завершен, но окончательные нормативные процессы для трубопровода еще предстоит завершить – помимо продолжающегося политического сопротивления в США и Украине. Берлин поддерживает трубопровод.

Отчасти рыночные ожидания связаны с федеральными выборами в Германии в конце сентября. На них в правительство могут прийти “зеленые”, которые выступают против проекта. Газпром, по одним подозрениям, оказывает давление на нынешнюю коалицию с целью скорейшего завершения проекта. Однако ситуация сложнее.

Рост цен на природный газ обусловлен несколькими факторами. Холода этой зимы 2020/2021 годов длились в Европе долго, поэтому хранилища природного газа удалось пополнить позже, чем обычно. Во всем мире цены на природный газ также выросли, поскольку многие страны, особенно Китай, быстрее, чем ожидалось, восстановили экономику после пандемии Covid 19. Бразилия также импортировала больше сжиженного природного газа (СПГ), чем когда-либо прежде, поскольку засуха вывела из строя гидроэлектростанции.

Рынок СПГ связывает Европу с Азией, Латинской Америкой и США. Высокие цены в других странах вызывают рост цен на природный газ и в Европе, когда его не хватает. Более того, цена квот на выбросы в ЕС в настоящее время имеет только один курс – вверх. Когда право на выбросы CO2 дорожает, некоторые производители переходят с угля на газ для производства электроэнергии, что способствует росту спроса на природный газ. В такой неоднозначной ситуации европейские газовые компании обращались в основном к “Газпрому” для заполнения хранилищ российским трубопроводным газом.

Однако этим летом дополнительные российские поставки не осуществлялись. Тот факт, что государственная компания не забронировала никаких дополнительных транспортных мощностей через Украину, вызвал ажиотаж в отрасли. А хранилища природного газа, контролируемые “Газпромом” в ЕС, в частности, показали низкие запасы. До начала августа на рынке преобладало мнение, что речь идет о стратегии “Газпрома” в отношении “Северного потока – 2”, — говорит Том Марсек-Мансер, газовый аналитик по Европе в отраслевой службе Icis. “Однако, когда по другим маршрутам стало поступать меньше российского газа, люди все чаще задавались вопросом, не может ли “Газпром” поставлять больше”.

Одной из причин сокращения потоков газа первоначально был пожар на заводе по переработке природного газа в Западной Сибири. Марчек-Мансер добавляет, что спрос в России также высок, и российские газовые хранилища также нуждаются в заполнении. На представлении данных за полугодие “Газпром” сообщил, что экспорт в Европу в этом году увеличился. Однако для государственной компании это собирательное понятие включает также Турцию, которая в настоящее время получает много природного газа в силу контрактных обязательств.

А как насчет “Северного потока-2”?

Как показывает один из эпизодов, рынок нервно реагирует на новости из России. В середине августа “Газпром” заявил, что в этом году по “Северному потоку-2” удастся поставить 5,6 миллиарда кубометров природного газа. В то же время немецкий оператор газопровода ошибочно сообщил, что поставки по балтийской трубе начались. В результате цена на газ на торговой площадке TFF упала примерно на 10%, а затем снова выросла, как только выяснилось, что это ложное сообщение.

Разочарование охватило и рынок, когда один из руководителей “Газпрома” заявил, что объявленные дополнительные объемы газа для “Северного потока – 2” могут быть доставлены и по другим маршрутам, что указывает на ограниченность объемов газа. Цена на природный газ продолжала расти. На этой неделе было завершено строительство двух ниток газопровода “Северный поток 2”. Операционная компания намерена ввести трубопровод в эксплуатацию в этом году. Однако только из-за юридических вопросов “Северный поток – 2” вряд ли появится не раньше февраля 2022 года, хотя уже есть предположения о предварительных согласованиях.

Москва подчеркивают его важность

Так что же мешает поставлять больше газа – неспособность или нежелание “Газпрома”? Для “Газпрома” это счастливое совпадение, — говорит Кирстен Вестфал из связанного с правительством аналитического центра Stiftung Wissenschaft und Politik в Берлине. “Даже несмотря на возможные проблемы с поставками, динамика цен является положительной для государственной компании. Более того, Москва может подчеркнуть, что европейская энергетическая безопасность немыслима без России в нынешнем энергобалансе”.

Такое развитие событий противоречит заявлениям канцлера Германии Ангелы Меркель и президента США Джо Байдена о том, что России не будет позволено использовать энергетику в качестве геополитического оружия в Европе. Это было сделано главным образом для того, чтобы успокоить опасения Украины после того, как Вашингтон и Берлин урегулировали свой конфликт по поводу “Северного потока-2”.

Прогноз на предстоящую зиму не радужный. Если спрос увеличится, это, вероятно, приведет к дальнейшему росту цен из-за дефицита газа. Поскольку природный газ также используется для выработки электроэнергии, это также влияет на цены на электроэнергию. Это уже было показано. Однако по мнению одного из опрошенных газовых трейдеров, повышение цен одновременно является также признаком общего подъема котировок на сырьевые товары.

Наступает зима

Газпром уже давно критикуют за то, что он слишком мало инвестирует в добычу. В настоящее время вопрос, вероятно, заключается в том, почему свободных мощностей слишком мало. Этот эпизод, по крайней мере, портит имидж государственной компании, которая всегда может вмешаться в ситуацию, предоставляя свободные объемы газа.

Деловая политика “Газпрома” отчасти определяется Кремлем, отчасти компания оказывается громоздкой, поскольку обладает монополией на экспорт российского трубопроводного газа. Чтобы держать “Газпром” в напряжении, Москва в последние годы продвигает производителя СПГ “Новатэк”. В настоящее время контролируемая государством нефтяная компания “Роснефть” также предпринимает постоянные попытки сломать монополию “Газпрома”.

С международной точки зрения, европейские газовые хранилища также играют важную роль в балансировании спроса и предложения. Поэтому высокие цены на природный газ в Европе оказывают глобальное воздействие, поскольку, в частности, азиатские покупатели СПГ конкурируют с европейскими поставщиками, когда хранилища находятся на низком уровне. По сообщениям агентств, Бангладеш с трудом справляется с оплатой из-за высоких цен на природный газ. Главная надежда сейчас на то, что в Европе будет короткая и мягкая зима. Это делает энергетическую безопасность зависимой от прогноза погоды.

Елена Каденко