Украина 10 лет назад

Патриарх Филарет: «Московский патриархат слаб в открытой дискуссии» (10 лет назад)

Патриарх Филарет считает, что православную церковь в Украине разъединяют не религиозные разногласия, а политика. Об этом патриарх рассказал в эксклюзивном интервью «i»:

Вопрос: В чем причины раскола православной церкви в Украине? Что вы не поделили с Москвой?

Ответ: Собственно церковных при- чин для раскола Православной церк- ви в Украине не существует. И у нас, и в Московском патриархате исповеду- ется одна и та же православная вера, богослужение совершается по одина- ковому уставу. Нас никто не обвиня- ет в ереси и не считает, что Киевский патриархат — не православный, а какого-то другого исповедания. В чем же тогда проблема? Проблема разделения Православной церкви в Украине не религиозная, а полити- ческая. Чтобы понять происходящее в украинской церкви, нужно сделать небольшой экскурс в историю. Когда распадался Советский Союз, одна часть политиков в Москве считала правильным не препятствовать Укра- ине и другим республиками стать не- зависимыми государствами. Поэто- му Украина стала независимой мир- ным путем. У нас не было войны, воо- руженных конфликтов. Как раз в эти дни исполняется 15 лет с тех дней, когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали соглашение в Беловежской пуще. Министр транспорта и связи Николай Рудьковский подобрал под себя и порты Фото Александра Чекменева В конце прошлой недели Кабинет министров подписал распоряжение о создании государственного концерна «Укрморпорт». Решение было принято вопреки запрету Антимонопольного комитета, который накануне обнародовал вывод о нецелесообразности подобного шага правительства. Представители прибыльных портов считают, что за их счет государство будет субсидировать нерентабельные предприятия отрасли.

В результате Советский Союз прекратил свое существование мирно — не так, как, например, Югославия, где еще до сих пор чувствуются последствия военного противостояния. Я вижу в этом волю Божью. Поэтому я уверен, что Бог благословил быть Украине независимым государством. А раз так, то и Православная Церковь в новом независимом государстве тоже должна быть независима. Так требуют каноны. Так было в истории почти всех Поместных Церквей — церковная независимость следовала за государственной. В Греции есть Греческая Церковь, в Румынии — Румынская, в Болгарии — Болгарская, в России — Русская Православная Церковь (РПЦ), и так далее. Так почему же в Украине, где Православной Церкви уже более 1000 лет, где есть миллионы верующих, своя богатая духовная традиция и история, не может быть независимой Украинской Церкви? Так был поставлен вопрос на Поместном Соборе УПЦ, проходившем 1-3 ноября 1991 года, который проходил в Киево-Печерской лавре. И тогда все участники, а среди них много было и тех, кто сейчас выступает против автокефалии Украинской Церкви, все проголосовали за автокефалию, подписали соответствующие документы. На основании этого постановления я как Предстоятель, руководитель Украинской Православной Церкви начал действовать для достижения независимости. Но тут нужно вспомнить другую часть московских политиков, в основном связанных с тогдашними спецслужбами. Они понимали, что Союз распадется, но верили, что это ненадолго. Что в скором времени Россия снова объединит вокруг себя бывшие республики. Поэтому эти деятели сделали все, для того чтобы сохранить те общесоюзные структуры, какие еще можно было сохранить. Среди этих структур они видели и Русскую Православную Церковь. Они не только не хотели, чтобы УПЦ стала независимой, но и использовали все свое влияние для того, чтобы этого не произошло. Ведь не секрет, что в советское время КГБ держало под контролем все общество. Особенно это относилось к Церкви, так как это была единственная легальная организация, которая выступала против коммунистической атеистической идеологии. И когда вопрос независимости Украинской Церкви стал ребром, спецслужбы использовали свое влияние для того, чтобы не допустить этого. Ими в Харькове в мае 1992 года был собран так называемый Харьковский Собор, где послушные им архиереи выступили против независимости, а меня, как Предстоятеля УПЦ, который мешал Москве и выступал за автокефалию, незаконно, с нарушением канонов и Устава Церкви, отстранили от должности. Таким образом, с 1992 года в Украине существуют две основные православные конфессии — УПЦ Киевского Патриархата как Поместная Независимая Автокефальная Церковь и УПЦ Московского Патриархата, которую бы правильнее называть как Русская Православная Церковь в Украине. Разделение между ними произошло на основе отношения к независимости нашего государства. Наша Церковь поддерживает независимость Украины, способствует ее укреплению. А УПЦ МП способствует зависимости Украины от России, возвращению нашего государства в политическую орбиту нашего северного соседа. Поэтому УПЦ МП на выборах поддерживают те политические силы, которые выступают за интеграцию Украины с Россией — так было и на выборах президента, и на парламентских выборах. Приведу еще примеры. Во время поминания жертв Бабьего Яра архиепископ УПЦ МП Митрофан хоть и не служил вместе с нами панихиду, но все же присутствовал на этом мероприятии. А на мероприятиях, посвященных годовщине голодомора 19321933 годов никто из представителей УПЦ МП не был. Почему? Потому что к жертвам Бабьего Яра Кремль не имеет отношения, а к голодомору — имеет. А то что они ссылаются на каноны, которые им не позволяют молиться с другими конфессиями, — так это лукавство. Не могут им каноны в одних случаях позволять, а в других нет.

В: Но хоть надежда объединения православных церквей есть? На каких условиях оно может произойти?

О: Объединение Церкви в Украине возможно, и оно обязательно произойдет. Основой для него является наша общая православная вера и понимание того, что раскол Церкви — ненормальное явление. Условием такого объединения является отделение всей УПЦ МП или ее части от Московского Патриархата. РПЦ предлагает нам другой вариант — отказаться от независимости, присоединиться к Московскому Патриархату и ждать, пока он подарит нам нашу независимость. Этот путь для нас не приемлем. Никто не поверит в то, что Москва способна сама подарить независимость Украинской Церкви. Поэтому такой путь — нереальный.

В: А зачем вообще Украине единая Поместная православная церковь? Что это даст стране и верующим?

О: Единая Поместная Церковь является гарантией духовной и государственной независимости Украины. Поместная Независимая Церковь не может быть инструментом иностранного влияния на наше общество, на политику. А УПЦ МП, как зависимая от Москвы структура, как раз и является таким инструментом. Именно поэтому православная церковная традиция выработала формулу: «В независимом государстве — независимая Церковь». Такая формула соответствует канонам, в первую очередь — 34 апостольскому правилу. Так появлялись почти все Поместные Церкви, о чем я говорил раньше. Сейчас церковное разделение в Украине приводит к разделению общества, дестабилизирует ситуацию в государстве. А единая Поместная Церковь, наоборот, будет способствовать консолидации общества. Против единой Поместной Церкви выступают те силы, которые являются сторонниками интеграции Украины с Россией. Они считают, и небезосновательно, что если в Украине будет единая Поместная Церковь, то присоединить наше государство к России будет уже невозможно. Еще одна причина, по которой пророссийские силы в Украине и имперские в самой России выступают против единой Поместной Церкви,— это теория про Москву как Третий Рим. Там считают, что Москва должна быть центром политического притяжения для всех православных народов, так как РПЦ — самая большая Православная Церковь в мире. Но практически половина приходов РПЦ находится в Украине. И если эти приходы станут независимыми, то не РПЦ, а Украинская Церковь будет одной из самых больших Православных Церквей. Начать процесс объединения сегодня мешает позиция Московского Патриархата, который категорически запрещает епископам и священникам УПЦ МП вступать в контакты с Киевским Патриархатом. Условия богословского диалога — подчеркиваю, не переговоров об объединении, а ни к чему не обязывающего диалога,— которые были выдвинуты Священным Синодом УПЦ МП, на самом деле похожи на условия капитуляции. Для начала диалога мы должны отдать УПЦ МП все наши храмы, а патриарх должен отойти от руководства Церковью. О чем говорят эти условия? О нежелании вести с нами диалог. И в Московском Патриархате, и в Лавре понимают, что их позиции не отвечают канонам и традициям Церкви, что они слабы и в открытой дискуссии это станет явным. Поэтому официально УПЦ МП с нами контактов не поддерживает. Но тем не менее я знаю, что среди епископов, священников и мирян УПЦ МП много тех, кто поддерживает необходимость церковной независимости. Эти здоровые силы в УПЦ МП в будущем станут частью единой Поместной Церкви.

В: Как развиваются отношения с другими христианскими конфессиями, в частности, с Ватиканом?

О: С другими христианскими и нехристианскими конфессиями отношения у нас более дружественные, чем с УПЦ МП. У нас есть взаимопонимание и с греко-католиками, и с римо-католиками, и с протестантами, и с иудеями, и с мусульманами. Мы плодотворно сотрудничаем в рамках Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Это не значит, что у нас нет противоречий. Но мы стараемся найти компромисс. Когда в 2001 году папа Иоанн Павел II был с визитом в Киеве, я в своей речи к нему сказал, что нам нужно сменить в экуменическом движении акценты. Мы должны сосредоточить усилия не на поисках единства в вере, так как это сложно, а на совместном свидетельстве для общества моральных и духовных ценностей. Уже сейчас можно наблюдать признаки демографического кризиса, который со временем будет только нарастать. Причина этого кризиса — аморальность. Если православные, католики и протестанты Европы не объединят свои усилия в борьбе за крепкую христианскую семью, против аморальности, бездуховности, распространения в обществе разных пороков, то в скором времени европейская цивилизация вымрет. С Ватиканом у нас нет официальных отношений, так как им приходится выбирать — или контакты с Московским Патриархатом, или с нами. Для Ватикана сейчас ценнее контакты с Москвой.

В: Какие отношения у Киевского патриархата с властью? Как известно, процесс объединения РПЦ и РПЦ за рубежом (РПЦЗ) ускорил Владимир Путин, встречавшийся в Нью-Йорке с первоиерархом РПЦЗ и передавший ему приглашение Алексия II приехать на переговоры в Москву. Помогают ли УПЦ КП первые лица государства решать стратегические вопросы?

О: Хорошо, что вы вспомнили о роли президента России в объединении Русской Церкви. Московский Патриархат приветствует помощь Владимира Путина в этом вопросе. Так почему же они так яростно нападают на нашего президента Виктора Ющенко, когда он говорит о необходимости объединения Украинской Церкви? Президент Украины неоднократно выступал в поддержку единой Поместной Церкви. Но не он первый стал об этом говорить. Об этом заявлял Леонид Кучма еще с 1999 года. Но он только заявлял, а реальных действий не было. Все были свидетелями того, какая дискуссия развернулась вокруг пункта Универсала о единой Церкви. Даже на вхождение в НАТО согласились, а на поддержку единой Поместной Церкви — нет. Почему? Потому что понимают, какое значение для реальной независимости нашего государства имеет единая Поместная Украинская Церковь. Мы надеемся, что это понимают не только противники, но и сторонники единой Церкви. И что они будут предпринимать конкретные действия в этом направлении. Это не значит, что государство должно силой объединять Церкви, нет. Это значит, что государство должно стать посредником в диалоге между УПЦ МП и Киевским Патриархатом, способствовать правильному освещению проблемы Поместной Церкви, информировать о положении в Украине заграничные Поместные Церкви, мнения которых тоже очень важны в этом вопросе. Государственные деятели и общество должны, наконец, понять, что вопрос независимости Православной Церкви — это вопрос стратегический, вопрос национальной безопасности и будущего украинской государственности.

В: РПЦ сумела выстроить довольно сильную экономику, имеет собственные предприятия и доходы, весьма успешно осваивает пожертвования в стране и за рубежом, например, недавно построила храм в ЮАР. Сейчас РПЦ успешно лоббирует процесс реституции церковноприходской собственности и по завершении этого процесса станет одним из самых крупных собственников недвижимости в Москве. Также успешно зарабатывает на паломническом туризме. Есть ли у УПЦ КП какой-то собственный бизнес, дающий доход, и планируется ли такая деятельность в Киевском патриархате? О:У нашей Церкви нет такой сильной финансовой базы, как у РПЦ. Хотя есть достаточно состоятельные спонсоры, которые финансируют наши программы, но их не так много, как у Московского Патриархата. Поэтому основной доход Киевского Патриархата — это пожертвования простых верующих. Бизнеса у нас нет, и заниматься им мы не планируем. Занятие бизнесом — дело собственно бизнесменов, а призвание Церкви состоит в другом — мы люди верующие, мы верим, что Бог никогда не оставит свою Церковь, что он всегда позаботится о ее потребностях. Так было всегда, даже в условиях самых тяжелых гонений, когда люди последнее отдавали на нужды Церкви.

Экономические известия
Share
Published by
Экономические известия