Как стало известно «i», Кабмин намерен предложить парламенту отменить мораторий на отчуждение имущества госпредприятий за долги. Если закон примут, предприятиям будет проще привлекать кредиты, однако возникнет угроза теневой приватизации
Как сообщил «i» министр экономики Анатолий Кинах, «в этом документе предлагается отменить мораторий на отчуждение имущества предприятий, более 25% которых владеет государство. По его словам, мораторий был принят как временная мера, однако сегодня эта норма существенно мешает госпредприятиям брать кредиты и привлекать инвесторов, так как никто не хочет работать с ними изза моратория».
Напомним, закон «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» Верховная Рада приняла в конце ноября 2001 г., запретив продажу имущества госпредприятий за долги — чтобы остановить искусственное банкротство компаний и скрытую приватизацию по этой процедуре. В 2002 г. господин Кинах, будучи премьером, неоднократно выступал за отмену моратория.
Законопроект предполагает совершенствование процедур банкротства и санации, детализацию положений об управляющих санацией, создание новых механизмов конвертации финансовой ответственности и имущества. «Главная задача — чтобы процесс банкротства госпредприятий был направлен не на их ликвидацию, а на возобновление их платежеспособности», — сообщил министр.
В результате правительство рассчитывает оздоровить более полутора сотен госкомпаний, которые смогут брать кредиты, либо будут введены в структуру ряда действующих государственных монополий. «Таких предприятий около 170, это если брать во внимание только госкомпании, которые имеют стратегическое значение для нашей экономики, — сказал министр. — Начиная с госпредприятия «Завод «Арсенал» и заканчивая сотней тех, которые постоянно находятся лежачем состоянии. Это предприятия ВПК, транспорта и агропромышленного комплекса».
После принятия закона Кабмин планирует запустить массовую кампанию по оздоровлению госпредприятий, что положительно скажется и на экономическом росте. «Отмена этого моратория — одно из базовых условий ЕС, которое нам придется выполнять в ходе переговоров по созданию зоны свободной торговли, — добавил министр. — Но главное — это возможность предприятий начать сотрудничать с банковской системой»
Действительно, до сих пор, когда заходила речь о залоге под банковские кредиты, а предприятие находилось за пределами обычных механизмов имущественной ответственности, банки видели только прямой риск невозврата кредитов и не соглашались участвовать в оздоровлении таких компаний».
По словам Анатолия Кинаха, законопроект, разработанный его министерством, в целом был поддержан на правительственном комитете по экономической политике, и через некоторое время после майских праздников Кабмин направит документ в Верховную Раду.
Как сообщила «i» пресс-секретарь ФГИ Нина Яворская, Фонд в целом поддерживает идею оздоровления госкомпаний через такой инструмент. В Фонде считают, что отмена моратория усилит роль государства в управлении госсобственностью и позволит быстро оздоровить предприятия, ставшие безнадежными банкротами. В январе этого года, с подачи главы ФГИ Валентины Семенюк Рада уже внесла первые изменения в Хозяйственный кодекс, которым определила, что ФГИ будет давать согласие на отчуждение имущества госпредприятий, проходящих процедуру банкротства.
В реестре корпоративных прав государства на сегодняшний день числится 1135 хозобществ, в уставном капитале которых присутствует доля государства. Среди них 1016 акционированы в форме ОАО и ЗАО, 88 — ООО, 31 работают в виде НАК и государственных холдинговых компаний (такие госкомпании создавались указами президента и решениями Кабмина). Номинальная стоимость всех государственных пакетов составляет почти 35 млрд. грн.
На самих госпредприятиях в целом с одобрением относятся к инициативе Минэкономики, однако рекомендуют серьезно контролировать процесс, чтобы избежать скрытой приватизации. Главный инженер завода «Арсенал» Иван Моспан сообщил «i», что на сегодня его предприятие уже находится в благополучном состоянии, однако «госкомпании во многом ограничены по сравнению с их частными конкурентами, хотя их гораздо сложнее подвергнуть процедуре рейдерства».
Напомним, профилем завода является производство и реализация промышленных и бытовых счетчиков газа, банковской техники, фотоприборов, радиолокационной, навигационной и космической аппаратуры. «Арсенал» берет кредиты, однако это, как правило, короткие деньги, а основные кредиторы — госбанки.
«Но в этой новации есть риск: если предприятие с разрешения ФГИ и своего управляющего министерства берет кредит, закладывает все, что ему принадлежит, и риск оказывается неоправданным, кто должен отвечать?— вопрошает представитель «Арсенала». — Отвечает за такой риск государство в целом».
Коалиция готова поддержать инициативу Кабмина, заявил «i» экс-глава Фонда госимущества, народный депутат Михаил Чечетов (Партия регионов). «Как нужно поступать с предприятием, которое находится на грани смерти и является тромбом для госбюджета? — задается вопросом депутат. — Оно, став банкротом, банкротит цепочку остальных. И тут нужно хирургическое вмешательство — банкротство». По мнению депутата, главное — в законе придется подробно выписать процедуры, чтобы не создавать искусственного банкротства, особенно если речь идет о компаниях ВПК и энергетики.