Кабмин Виктора Януковича пока больше декларировал свои реформы, нежели реализовывал их. Команда опытных технократов заявила о начале реформ буквально всего. Правительству уже девять с половиной месяцев. «і» попытались проанализировать его планы и свершения
Кабмин вскоре закончит разработку Стратегии социально-экономического развития Украины до 2011 г. — документа, в котором представит весь перечень и содержание реформ на ближайшие пять лет. На прошлой неделе, в ходе последнего заседания нового правительственного комитета, который так и назвали — по вопросам реформ, — премьер Виктор Янукович заявил: «Реализация пакета реформ позволит Украине осуществить качественный переход от догоняющей модернизации к опережающему развитию, от статуса экономического аутсайдера к новому экономическому тигру в зоне европейского экономического пространства».
По его словам, правительство сделает акцент на социально-либеральном характере реформ. Следовательно, принцип «реформы без шока» является ключевым при выборе темпа и характера экономических преобразований. Основой основ, по мнению премьера, станет инновационно-инвестиционная стратегия развития. Но что конкретно скрывается за этим термином, уже ставшим модным в этом правительстве, пока неясно.
Как заявил премьер, ключевой задачей его Кабмина стало увеличение отечественного экспорта и преодоление отрицательного торгового сальдо, в том числе путем «усиления роли бюджета как активного инструмента стимулирования экономического развития». Быстрый рост экономики за счет опережающего роста наиболее перспективных отраслей, прежде всего машиностроения, строительства, розничной торговли, сельского хозяйства и финансового сектора, которые государству придется всячески поддерживать, по словам премьера, приведет к тому, что страна добьется «замены энергозависимой индустрии экономикой, которая способна развиваться на базе собственных ресурсов и конкурентных преимуществ».
Оппозиция все время считала, что главным фактором роста украинской экономики как в 2004 г., так и сейчас стал очередной всплеск мировых цен на продукцию металлургии и химии. Действительно, именно в период прошлой и нынешней каденции правительства Януковича украинской экономике везло как никогда ранее — темпы ее роста достигали самых высоких показателей за всю историю независимой Украины. Так, после рекордного показателя роста ВВП в 2004 г. на уровне 12,1%, уже в 2005 г., в период премьерства Юлии Тимошенко, годовой рост ВВП сократился до 2,7% (а в отдельные летние месяцы впервые за пять лет был спад). По итогам 2006 г. он достиг 7%, а за первый квартал 2007-го — 8,6%, тогда как за тот же период 2006 г. при премьерстве Юрия Еханурова было 3,2%.
Энергетика
Газовый шок, случившийся в 2006 г., ударил по всем, но больше всего по жилищному сектору и нефтегазовому монополисту НАК «Нефтегаз Украины». Металлургические и в меньшей степени химические заводы, благодаря хорошей мировой конъюнктуре, сия участь пока миновала.
В результате роста цен на импортный газ, после потери части внутреннего рынка и захода на него RosUkrEnergo, НАК оказалась в крайне затруднительном финансовом положении. Продавая почти весь украинский газ населению по цене ниже себестоимости его добычи (даже по новым тарифам), НАК терпит непомерные убытки и сейчас едва ли в состоянии инвестировать в развитие добычи газа на собственной территории. После нескольких образцово-показательных акций с участием Генпрокуратуры и Контрольно-ревизионного управления по дискредитации бывшего главы «Нефтегаза» Алексея Ивченко нынешний глава Минтопэнерго Юрий Бойко в конце прошлого года всерьез взялся за реструктуризацию и оздоровление компании.
Сейчас Кабмин проводит кампанию по наведению порядка на уровне облгазов — частных компаний, которые уже много лет арендуют государственные газораспределительные сети во всех регионах страны и на этом делают бизнес. Специально созданная «Нефтегазом» дочерняя госкомпания «Укргазмережа» под предлогом плохой платежной дисциплины в облгазах (хоть это отчасти связано с падением платежей среди населения из-за новых повышенных тарифов) месяц назад начала отбирать газораспределительные сети, чтобы заниматься этим бизнесом самостоятельно. В итоге почти половина местных сетей страны может быть отобрана у управляющих компаний, а «Нефтегаз», возможно, таким образом подправит свое финансовое состояние.
В сфере ТЭК Кабмину совсем недавно удалось принять еще одно ключевое решение, на которое не решались предыдущие правительства: начать интеграцию всех предприятий, занимающихся производством атомной энергии. Для этого был создан госконцерн «Укратомпром», который, по решению правительства, будет включать в себя все такие предприятия, создав почти единый цикл производства ядерного топлива. Кто знает, может, консолидация отрасли — подготовка к ее приватизации?
Жилкомхоз
Пожалуй, самой непопулярной, но уже реально ощутимой стала реформа ЖКХ. После того как с подачи правительства Юлии Тимошенко в расчетах за газ Украина с Россией перешли с бартерных на товарноденежные отношения (в результате импортный газ с 2006 г. подорожал почти вдвое), уже после парламентских выборов 2006 г. Кабмин Юрия Еханурова признает — далее обеспечивать дешевые энергоносители ни для промышленности, ни для населения невозможно.
Предыдущий Кабмин принял ряд решений: увеличить тарифы на газ и электроэнергию для промышленности и жилищного сектора. Но продажа энергоносителей по новым ценам предприятиям, обслуживающим жилищный сектор, — лишь половина дела. И когда в августе прошлого года начало работать правительство Виктора Януковича, в стране была запущена кампания по приведению тарифов ЖКХ для населения к «экономически обоснованному уровню». Тут же выяснилось, что по разным причинам в отдельных регионах местные власти не пересматривали тарифы по пять и более лет.
Учитывая, что более половины инфраструктуры украинского ЖКХ находится в аварийном состоянии, Кабмин Януковича предписал местным властям пересмотреть все без исключения тарифы. К началу 2007 г. местные советы по всей стране пересмотрели тарифы для населения — в среднем по стране они были повышены в 1,8 раза. Параллельно в бюджете-2007 правительство предусмотрело на разные программы реконструкции отрасли более 5 млрд. грн. — таких инвестиций из госбюджета эта отрасль не знала за все годы независимости Украины.
Внешняя торговля
Кабмину Януковича, желал он того или нет, пришлось больше всех предшественников поработать на ниве переговоров по вступлению Украины в ВТО. Похоже, если бы не нынешний политический кризис в стране, уже летом правительство могло бы подписывать итоговый документ с рабочей группой ВТО по Украине и осенью этого года ратифицировать в парламенте официальное вступление в эту организацию.
Несмотря на то, что крупное промышленное лобби, более всего представленное именно в Партии регионов, долгие годы настороженно высказывалось по поводу ВТО и особенно условий, которые приходится на себя брать Украине (отношение к ВТО в рядах этой партии более чем сдержанно-скептическое), именно правительство Януковича в 2003-2004 гг., а затем в 2006-2007 гг. больше остальных подписало двусторонних протоколов со странами ВТО. Так, из всего массива протоколов почти 80% подписаны министрами, работавшими в двух Кабминах Януковича.
Адаптируя национальные законы к условиям ВТО, Украине пришлось, по сути, реформировать не только свою внешнеэкономическую сферу (например, снизить большинство импортных тарифов и переписать большую часть законов, регулирующих ВЭД), но и принять серию законов, которые в будущем кардинально повлияют на всю экономику внутри страны. Последний и самый крупный пакет законов, необходимых для завершения переговоров по вступлению в ВТО, Рада просто не могла принять по причине отсутствия элементарного консенсуса даже среди крупнейших бизнесгрупп страны. Однако всю дюжину революционных (из нескольких десятков штук) законов проправительственное большинство утвердило в течение прошедшей сессии.
На сегодня Украине осталось подписать с Киргизией последний двусторонний протокол о доступе на рынки и согласовать с ВТО окончательные параметры прямых бюджетных дотаций для своего аграрного сектора. Самыми последними резонансными решениями парламента стали допуск в Украину филиалов иностранных банков и страховых компаний после вступления страны в ВТО, в перспективе отмена льготного НДС для аграриев, а также либерализация импорта тростникового сахара и подержанных автомобилей, экспорта металлолома и, наконец, снижение многих чувствительных для Украины импортных таможенных пошлин.
Бюджет и налоги
В бюджетной сфере Кабмин задекларировал начало реформы местных бюджетов, которая предусматривает некоторое увеличение местных налогов и сборов, а также увеличение прямых трансфертов из госбюджета на места — в прямое распоряжение и на усмотрение местных органов власти. Полноценно провести реформу местных бюджетов, по мнению руководства Кабмина, можно лишь после второго этапа конституционной реформы, когда муниципалитетам дадут больше полномочий.
Начата и налоговая реформа, но пока что предполагаемые нововведения носят больше арифметический (снижение некоторых ставок) и косметический (например, ликвидация неэффективных сборов) характер. Из действительно полезного — некоторое расширение налоговой базы, кредит по налогу на прибыль и синхронизация налогового и бухгалтерского учета (плюс уже принятый Радой в первом чтении закон о едином социальном взносе). В остальном написание Налогового кодекса пока больше выглядит как пиар-проект действующего правительства.
Провалы
Из всего, что было начато премьером в его нынешней каденции, явный провал случился по двум пунктам. Во-первых, не удалось начать реформу фондового рынка и корпоративных отношений. Одной из главных проблем в корпоративном секторе в правительстве считают недостаточную защищенность прав акционеров, прежде всего крупных. На фоне начавшегося в последние полтора года явления, которое во всем мире давно именуется недружественными поглощениями, а в Украине стало сопровождаться откровенными силовыми захватами с явными элементами коррупции под названием «рейдерство», в Кабмине захотели поставить на всем этом одну жирную точку.
Правительство предложило простую формулу — законодательно расширить права мажоритариев, снизив кворум собрания акционеров с 60% до 50%. Противники такого решения, в том числе президент, сочли, что это существенно нарушит права миноритарных акционеров в украинских компаниях и, более того, будет способствовать рейдерству уже в государственных масштабах (в частности, речь шла о попытках Кабмина завладеть ситуацией в ряде госкомпаний, где государство не имеет 60% акций, таких как «Укрнефть»).
Во-вторых, как ни старался Кабмин внести в госбюджет-2007 норму о восстановлении налоговых льгот для СЭЗ и ТПР, упраздненных еще правительством Юлии Тимошенко, из-за расхождений с президентом ему этого пока не удалось. Именно отдельные передовые секторы и целые отрасли, как полагают экономические стратеги в окружении премьера во главе с первым вице-премьером министром финансов Николаем Азаровым, должны стать локомотивами дальнейшего роста экономики — после того как она исчерпает лимит восстановления старых советских мощностей (по объемам промпроизводства Украина в конце 2006 г. достигла, наконец, показателей 1990 г.).
Для этого, как до сих пор полагали в окружении премьера, отдельным отраслям нужны льготы. Хотя еще в 2005 г., через несколько месяцев после ликвидации СЭЗ и ТПР, президент Виктор Ющенко назвал это решение «технической ошибкой», в конце 2006 г. он отказался подписывать госбюджет, восстанавливающий такие льготы. Так что в результате ни СЭЗ и ТПР, ни технопарки, за которые долгое время ратовали перед президентом даже самые именитые иностранные инвесторы, не получили былого размера налоговых льгот. На этом история свободных зон в Украине пока и остановилась.