Вокруг фильма «Матч» три недели бушевали страсти идеологического характера. Пиком этого стала масштабная дискуссия на «Шустер live» в День Победы, 9 мая. Полемика вокруг довольно посредственной картины лишний раз обнажила кризис государственной украинской идеологии. Подобные дискуссии вспыхивали совсем недавно — на 20-летие Независимости Украины: кто мы, с кем мы себя ассоциируем, кто наши герои?
Напомним, что премьерные показы фильма «Матч» срывали представители ВО «Свобода». Фильм три недели ждал прокатного удостоверения вместо одной, потому что комиссии не понравилось, что в картине большинство украиноязычных персонажей — коллаборационисты.
Два слова о картине. Сюжет. Оккупированный Киев. На основе футбольной команды «Динамо» (Киев) создана команда «Старт». Ей сыграно 11 матчей: восемь с немецкими командами, укомплектованными из военных, и два — с командой «Рух», набранной из украинской полиции. Выиграны все матчи. Общий счет: 57 голов против 11. Знаменитый «матч смерти» состоялся 9 августа 1942 г. «Старт» переиграл немцев со счетом 5:3. По одной из версий, наши футболисты были предупреждены, что в случае выигрыша их расстреляют. На самом деле была еще одна игра — 16 августа. Но через неделю команду действительно отправили в концентрационный лагерь. Одна часть из них была расстреляна, другой удалось бежать.
Я сходил на «Матч» в День Победы. В зале было аж пятнадцать человек. Никакого ажиотажа. Моя оценка. Есть некоторый перекос с «фашизацией» украинского. Хотя и был яркий украиноязычный центральный нападающий Николай Седых — «советский спортсмен». Авторы утверждали, что эта лента — подарок России — Украине к Евро-2012. Но там почти нет зрелищного футбола. Все голы забиваются из штрафной.
Снято безобразно: мяч и сетка. Не попадание и в то время: девушка героя под сладкий голос Петра Лещенко делает подобие стриптиза любимому. То, что нормально для 1992-го, нереально для 1941-го. Сергей Безруков, сыгравший капитана команды, вратаря Николая Трусевича, верно говорит с одесским акцентом, поскольку его легендарный герой был одесситом. Но режиссеру не удалось изгнать из артиста беса «бригадира» Саши Белого. А Белого тут — 95 процентов.
Лучшее в ленте — еврейская линия. Первое место — папа. Второе — его сын Миша-скрипач. Третье — дочь Софа. И отлично из уст фанов «Динамо» (Киев) звучала реплика после одного из матчей: «Бей фрицев!» Фанаты здесь — герои, в отличие от мирного времени.
В картине масса исторических неточностей. Но главное в ней — идеологический запал. Депутат Тарас Черновол справедливо заметил, почему в ней акцент на предателях-украинцах. Была и миллионная русская армия генерала Власова… В телестудии сын известного украинского режиссера, заместитель ВО «Свобода» Андрей Ильенко обвинил в коллаборационизме непосредственно Остапа Ступку, сыгравшего роль предателя: «За деньги продался Кремлю!» Пришлось напоминать, что Ступка — актер. И недопустимо смешивать актера и его персонажа…
Но дело опять же — глубже.
Дискуссия эта всколыхнула старую тему. На чем держится украинская государственная пропаганда? Всегда — на образах жертвы.
Наверное, больше всех идеологическими вопросами занимался второй президент Украины — Виктор Ющенко. Стержневая тема: голодомор. Обвиняемый тот же — Российская Федерация. Образ Украины выстраивался как образ жертвы. И держава требовала компенсаций.
Но образ жертвы — всегда деструктивен. Он, безусловно, закрепляет некую историческую память, но не являет собой никакого позитивного примера. Это трагедия. Но идеологию нужно строить на примерах успешных героев. И эту часть украинской истории ющенковская пропагандистская машина игнорировала. К примеру, даже тот факт, что трое из генеральных секретарей СССР имели украинские корни. Что Украина в составе Союза не была «бедной родственницей», а принимала полноценное участие в управлении советской империей. И многие видные сегодняшние украинские политики занимали высокие посты. То есть украинцы были успешными людьми и при советской власти. А не только были ее жертвами.
Если брать кинематограф, то именно фильм студии им. Довженко «В бой идут одни старики» по разным рейтингам занимает первое место среди картин, посвященных тематике Великой Отечественной. А ведь именно этот шедевр в основе своей пропагандирует победность, оптимизм, утверждение жизни! «Будем жить!» Но если эта картина на русском языке, она уже как бы не наша? Вот отсюда начинается идеологическая двойственность…
Фильм «Матч» — крайне среднее творение. Но сердцевина его правильная: во что бы то ни стало преодолеть страх, выше жизни поставив победу над врагом. Конечно, не без спекуляций со стороны российских авторов. Особенно доставших тем, что украинским полицаям нацепили желто-голубые повязки.
Но делать надо свои картины. И начинять их своим видением, своим отношением. И главное — победной мифологемой, а не идеологией бесконечной жертвы.
Может, поэтому нелишне вспомнить, что десять лет назад, 13 мая 2002 г., на 64-м году ушел из жизни выдающийся футболист и тренер Валерий Лобановский. Который украинский футбол сделал победным. Чем не герой для украинской пропаганды, все время выискивающей жертв?