Государство

Фундаменталисты заставляют задуматься

Активизация пророссийски настроенных крымских казаков вынуждает экспертов говорить о рисках, связанных с православным фундаментализмом

Столкновения милиции близ Феодосии с казаками, действующими под православными лозунгами, стало знаковым событием для экспертов, которые вынуждены говорить не только о политическом исламе, но и о политическом православии. Напомним, в июле группа казаков попыталась вопреки решению суда установить неподалеку от въезда в Феодосию (АРК) так называемый поклонный крест. Представители Крымской епархии Украинской Православной Церкви (Московский патриархат) отказались освящать крест, мотивируя отказ нежеланием нарушать ранее достигнутые договоренности с Духовным управлением мусульман Крыма о согласовании подобных акций. Приглашенный священник Русской Зарубежной Церкви благословил крестный ход и установку. Результатом стало побоище, в результате которого были пострадавшие и среди казаков, и среди милиционеров.

Многочисленные русские казачьи организации появились в Крыму в последние 20 лет. Но на передний план политического православного движения они вышли в последние несколько лет, после того как УПЦ МП дистанцировалась от самой известной православной пророссийской организации страны — «Союз православных граждан Украины» (СПГУ) во главе с известным православным активистом Валерием Кауровым. В 2003 г. Предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир наградил господина Каурова за активность в отстаивании православных ценностей церковным орденом Святого Владимира третьей степени, а в 2007 г. Собор епископов УПЦ(МП) открестился от деятельности СПГУ. Тогда Собор заявил, что «…деятельность общественной организации «Союз Православных граждан Украины» не имеет отношения к Украинской Православной Церкви. Глава этой организации, господин Валерий Кауров, не имеет права представлять позицию Украинской Православной Церкви и высказываться от ее имени по какому-либо вопросу. Более того, мы свидетельствуем, что отдельные его действия и высказывания направлены против Украинской Православной Церкви и вредят ее спасительной миссии в обществе. Мы также осуждаем так называемое политическое православие, которое предусматривает внесение в церковную ограду политических лозунгов, поскольку это не отвечает духу Христовой проповеди». Депутат Верховной Рады от Партии регионов Вадим Колесниченко считает, что эту позицию церковные власти в ближайшее время пересмотрят. «Я встречался с церковными деятелями и Московского Патриархата, и с представителями Украинской Православной Церкви (МП. — «i»), из их высказываний можно сделать вывод, что то решение будет пересмотрено. Поскольку невозможно отделить мирян от церкви»,— сказал «i» господин Колесниченко. При этом господин Колесниченко считает, что употреблять термин «политическое православие» к казачьим организациям Крыма не следует. «Действия казаков, в частности под Феодосией, вредят интересам и православных, и русскоязычных, и самих казаков»,— отметил он.

Чтобы избежать путаницы с терминами при оценке действий православных и мусульманских активистов, Крымский независимый центр политических исследователей и журналистов собрал в Симферополе местных и киевских экспертов. Духовное управление мусульман Крыма представлял заместитель муфтия Айдер Исмаилов, но ни одна православная церковь своих представителей не прислала.

По мнению крымского эксперта Яна Синицына, хотя официально Крымская епархия УПЦ МП не поддерживает движение по установке поклонных крестов, поддержку казаки получают на уровне отдельных приходов. «Если говорить о казачках, то их приглашают для выполнения охранных функций, например в Успенском монастыре. Есть все основания говорить о них как о православных боевиках»,— сказал «i» господин Синицын. Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос более сдержан в оценках. «Можно говорить о «парамилитарных» организациях в Крыму, которые используют православную риторику»,— сказал «i» господин Семиволос. Он считает, что нужно четко различать радикалов и экстремистов. «Радикалы — это те, кто провозглашает лозунги, а экстремисты предпринимают конкретные действия для их воплощения. Сегодня в Крыму есть радикалы как среди православных, так и среди мусульман»,— отметил эксперт. При этом господин Семиволос отмечает: попытки использовать религиозную риторику для мобилизации своих сторонников свойственны политикам обеих крупнейших общин Крыма.

Бывший председатель Верховного Совета Крыма, депутат Рады от Партии регионов Василий Киселев считает, что к манипуляциям религиозными ценностями в политических целях в автономии в последнее время все чаще прибегают православные. «Раньше в этом обвиняли крымских татар, мусульман. Но сейчас, к сожалению, то же самое можно говорить и о православных»,— сказал в комментарии «i» господин Киселев.

При этом наиболее опасным выглядит все же манипуляция понятиями «экстремист», «исламист» в исполнении чиновников, уполномоченных принимать решения. В соседней России спецслужбы произвольно используют эти ярлыки для судебных и внесудебных расправ с политическими и религиозными деятелями, оппозиционными к действующей власти, и над верующими, принадлежащими к неподконтрольным властям религиозным течениям. В российских автономиях Северного Кавказа счет убитых «экстремистов» идет уже на сотни. При этом власти не утруждают себя сбором доказательств о причастности подозреваемых к экстремистской деятельности. Ян Синицын из Крымского независимого центра политических исследователей и журналистов считает, что отдельные элементы российской практики могут использоваться украинскими властями в случае, если в Киеве решат использовать давление против крымских татар. «Сегодня в Украине власти наследуют российскую практику создания вертикали власти. Если понадобится Партии регионов, то и российский опыт использования ярлыков типа «религиозный экстремист», «исламист» для давления на крымских татар может быть использован в Украине»,— считает господин Синицын.

kadirov
Share
Published by
kadirov