Голосовать за законопроект, изменяющий налогообложение в следующем году, большинство парламентариев в пятницу не были готовы. Проект был внесен в повестку дня после экстренного заседания комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности.
Кроме того, как стало известно «і», обновленный проект закона с внесенными правками депутаты и Кабмин не согласовывали с главой Государственной налоговой администрации Анатолием Брезвиным. О поправках чиновник узнал из стенограммы пленарного заседания. Характеризуя в целом принятый законопроект, член финансового комитета Сергей Терехин назвал его «антибюджетным». «Любые ресурсы, планируемые в первом чтении для пополнения доходной части бюджета резко уменьшились»,— заявил он «і». — А по некоторым позициям внедрены нормы, которые не позволяют собрать план доходов бюджета на следующий год». В тексте законопроекта остались нормы, освобождающие от налогообложения страховые резервы банков. Освободили от подоходного налога и получаемые физлицами дивиденды.
Еще одна поправка чуть было не привела Сергея Терехина к нервному срыву. Идея регионала Михаила Круглова снизить ставку экспортной пошлины на газ до 8% от таможенной стоимости, по словам бютовца, является ярким примером коррупции. Депутат от Партии регионов Сергей Клюев пытался утешить господина Терехина. По его словам, такая поправка появилась в тексте законопроекта в процессе переговоров с нефтетрейдерами (в обмен на снижение цен на бензин). «Правительство взяло на себя определенные обязательства. Это (снижение пошлины) — цена компромисса»,— отметил он. За поправку проголосовали 237 депутатов.
Статьи, предусматривающие возвращение льгот в СЭЗ и ТПР, депутаты даже не пытались отменить. Более того, они внесли поправку, изменяющую процедуру утверждения новых инвестиционных проектов. Депутаты отобрали у Минэкономики право регистрации проектов в СЭЗ и ТПР. Такие решения будет принимать Кабмин. Кроме того, как заявил глава финансового комитета Петр Порошенко, принимать инвестиционные программы правительство сможет в соответствии с теми нормативными актами, которые действуют на момент регистрации законопроекта. «Мы четко ограничили право Кабмина»,— радовался господин Порошенко. Депутат от БЮТ Александр Турчинов не так оптимистично воспринял новацию: «Вакханалия! Кабмин получает право в ручном режиме принимать решение, кому предоставлять льготы, а кому нет. Предоставив Кабмину такое право, мы фактически распустили комитет, возглавляемый Петром Порошенко».
Наконец, норма, предполагающая введение системы отчетности по НДС с указанием контрагентов, окончательно перекочевала в отдельный законопроект, еще не существующий в природе.