Правительство намерено усилить власть вице-премьеров и урегулировать деятельность министерств, не опираясь на указы президента.
Кабинет министров утвердил положения о министерствах топлива и энергетики, промышленной политики, угольной промышленности, чрезвычайных ситуаций, аграрной политики, труда и социальной политики, здравоохранения, охраны окружающей среды. Ранее положения о министерствах утверждались президентскими указами, которые, кстати, до сих пор не отменены. В правительственных постановлениях эти указы не упоминаются. Не имея возможности своими постановлениями отменить указы президента, правительство решило утвердить собственные варианты положений о министерствах. Подобным образом 4 октября Кабмин Виктора Януковича уже пытался утвердить положение о Министерстве внутренних дел, которое 31 октября было отменено указом президента Виктора Ющенко. По мнению главы государства, подписав постановление, премьер превысил свои конституционные полномочия.
Все правительственные положения о министерствах добавляют полномочий вице-премьерам (все нынешние, кстати, прошли по квоте Партии регионов). Каждый министр обязан согласовывать с профильным вице-премьером обязанности своих замов, назначение и увольнение руководителей самостоятельных структурных подразделений, утверждать структуру центрального аппарата министерств. Кроме того, по согласованию с вице-премьерами министры должны заключать и расторгать контракты с руководителями предприятий, относящихся к сфере управления министерств. В положениях о министерствах за подписями президентов Леонида Кучмы и Виктора Ющенко все эти вопросы министры решали самостоятельно.
Экс-министр промышленной политики Владимир Шандра («НУ») называет решение об обязательности согласования назначений с вице-премьерами нонсенсом. «Министр должен подбирать себе заместителей, руководителей департаментов. Если человеку доверяют министерство, то не должно быть мелкой опеки»,— говорит господин Шандра. По его мнению, такое усиление значит, что «премьер и вице-премьеры не доверяют министрам».
По мнению депутата от Партии регионов Сергея Кивалова, Кабмин усиливает вице-премьеров, «чтобы загрузить их работой и чтобы они отвечали за свое направление». В то же время и он считает, что «у министра должен быть простор, чтобы по-настоящему управлять отраслью, а если ему сверху навязывают руководителя структурного подразделения, это не совсем правильно».
В утверждении правительством положений, дублирующих аналогичные президентские, господин Кивалов не видит нарушений. «Президент перестал быть высшим должностным лицом исполнительной власти, она сегодня возложена на Кабинет министров»,— напоминает депутат. По его мнению, указы президента и постановления правительства будут действовать одновременно, пока они не будут обжалованы в Конституционном суде или не будет принят закон о Кабинете министров. «Там этот раздел полностью учтен»,— говорит господин Кивалов.
О необходимости закона о Кабмине говорит и господин Шандра: «Утверждать положения о министерствах рано, потому что должен сначала быть принят закон о правительстве, а уже затем эти положения».