Ни завтра, ни послезавтра, ни к 1 августа глава государства не подаст в парламент кандидатуру премьера и не благословит «широкую» коалицию. Но и Раду не распустит. Ибо любое президентское решение окажется непопулярным и лишь ухудшит положение гаранта и стоящего за ним блока. Ожидая изменения ситуации, Виктор Ющенко вынужден тянуть время, сталкивая лбами враждующие политические силы, а после выступая модератором мирных переговоров.
Присущая Президенту природная инерционность в нынешнее неспокойное время приходится как нельзя кстати. Обществу активно вбивают в голову тезисы: «Президент — над схваткой», «Глава государства — посредник в разрешении политического кризиса», «Виктор Ющенко призывает лидеров партий и блоков действовать в рамках Конституции». Истинные же мотивы поведения гаранта Конституции в одном из телевизионных интервью, сам того не желая, раскрыл руководитель юридической службы Секретариата Николай Полуденный. В частности, он заявил, что какое бы решение сейчас ни принял Президент, и что бы ни сделал, — все обернется ему во вред. Вынеси он кандидатуру Виктора Януковича или откажи коалиции в этом, согласись или нет на союз «Нашей Украины» с Партией регионов или БЮТ, — любое решение добавит главе государства противников, не увеличив ряды сторонников.
В условиях паритета сил двух противоборствующих сторон, равно опасных для президентской власти и политического будущего его блока, выгоднее не предпринимать ничего до тех пор, пока обстановка не изменится. Например, у кого-нибудь из основных игроков сдадут нервы. Юлия Тимошенко, к примеру, уже едва не сорвалась в истерику. 25 июля она даже велела свернуть палатки и распустить пикетчиков. Немного повременив, можно дождаться и иной реакции — полной капитуляции. К ней активно готовят Партию регионов. Да только там мужики закаленные.
Для того чтобы «перед лицом общественности» оправдать свое бездействие, Президенту пришлось начать долгую игру «в переговоры». Сначала «НУ» соглашается на все условия потенциальных партнеров, потом берет время «на подумать» и выставляет минимальные требования, потом опять размышляет, после чего требования ужесточаются и становятся абсолютно неприемлемыми. По ходу «союзников» сталкивают лбами с оппонентами, провоцируют на внутренние скандалы. Те понимают это и пытаются объяснить ситуацию массам, хотя бы отчасти сняв с себя ответственность за политический хаос. Главе государства общение с электоратом также жизненно необходимо. Формат публичного «круглого стола» как нельзя лучше подходит для этой цели. Президент на нем выступает в роли модератора: мол, пытаюсь их примирить, а они — цапаются.
Для усиления эффекта на обсуждение выносятся изначально «нерешабельные» вопросы. В нашем случае – НАТО, языка, взаимоотношений конфессий. Между тем, желающим реально договориться политологи рекомендуют временно отказаться от рассмотрения подобных тем. Вместо определения «протокола разногласий» (подобный подписывали члены еще «оранжевой» коалиции) они советуют политикам составить список задач, в реализации которых заинтересованы все стороны.
Однако политическое противостояние в Украине, похоже, зашло так далеко, что в конструктивном диалоге уже не заинтересован никто. Включая и самого Президента, позиции которого из рук вон плохи (по данным исследования Института социальной и политической психологии, ему не доверяет около 57% граждан страны, а блок «Наша Украина» поддерживает лишь 7%). Боясь еще больше усугубить свое положение и потерять власть, он предпочитает ждать, когда «по реке проплывут трупы врагов». Параллельно он ищет возможности подстраховаться. Например, взять под контроль весь силовой блок. И вот гарант уже торгуется, напоминая о своих правах на назначение министров внутренних и иностранных дел, обороны, руководства СБУ и Генпрокуратуры. Хотя, согласно Конституции, в президентскую квоту не входят ни генпрокурор, ни «главный милиционер».