Топ-менеджер НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Диденко рассказал об одном из условий новых договоренностей
Топ-менеджер НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Диденко, который много раз ездил в Москву, дабы согласовать вопросы будущего сотрудничества с «Газпромом», рассказал об одном из условий новых договоренностей с российской монополией, которое не позволяет делать выводы об их открытости и прозрачности.
По его словам, в контракте есть отдельный пункт, запрещающий цитировать или показывать документ. Всего, как полагает господин Диденко, было подписано пять контрактов, названия которых — «часть коммерческой тайны».
Авторы первого в нашей стране исследования «Прозрачность доходов нефтегазового сектора Украины», проведенного центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение» (его результаты были презентованы в конце 2007 г.— «і»), импорт газа определили «темной зоной» из-за непубличности этого сегмента. Как негативный момент в исследовании было отмечено то, что «Нефтегаз» достигает договоренностей с поставщиком газа, «не имея никаких гарантий в отношении возможностей потребителей газа оплачивать его по договорным ценам». Цена вопроса в 2009 г., исходя из среднегодовой стоимости газа и запланированных объемов его поставки,— около $9,16 млрд. Эксперты отмечают, что уровень открытости переговорного процесса определяют стороны по взаимному согласию. Однако «подписанные договоренности должны быть публичными, поскольку касаются интересов потребителей, которыми являются все граждане».
Вопреки оговорке на цитирование новых договоренностей с «Газпромом» (они заключены на десять лет, на 2009-2018 гг.— «і») подписавшие стороны продолжают рассказывать об их некоторых подробностях. В частности, долгосрочный контракт на транзит, по словам Игоря Диденко, предусматривает, что базовая ставка транзита газа с российской территории в европейские страны с 2010 г., когда цена транзита будет определяться по формуле, составит $2,04 за 1 тыс. куб. м на 100 км (в 2009 г. транзитная ставка остается на уровне $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км, как в прошлом.— «і»). При этом «Нефтегаз» и «Газпром» согласовали протяженность транзитного маршрута по украинской территории — 1,2 тыс. км.
Впрочем, если не изменится система финансовых потоков внутри украинского госхолдинга, вряд ли у «Нефтегаза» появятся средства на модернизацию газотранспортной системы. В настоящее время оператор ГТС — компания «Укртрансгаз», входящая в систему НАК, не получает вознаграждения по итогам своей работы по транзиту газа, поскольку контракт на транзит заключен с материнской компанией, т.е. «Нефтегазом», а не с непосредственным исполнителем услуг. Чтобы исправить ситуацию, эксперты рекомендуют заключение прямого контракта на транзит между «Газпромом» и «Укртрансгазом». «В таком случае после уплаты всех налогов остается достаточно средств для поддержки ГТС в рабочем состоянии, а также для ее модернизации и развития. Необходимо обеспечить прозрачную систему финансирования потребностей «Укртрансгаза»,— считают авторы исследования «Прозрачность доходов нефтегазового сектора Украины».
Еще один из важных элементов газового бизнеса — подземные хранилища газа. Вчера Игорь Диденко констатировал, что в наших ПХГ больше нет газа, принадлежащего компании RosUkrEnergo, которая до 1 января 2009 г. присутствовала в схеме импорта как посредник между «Газпромом» и «Нефтегазом». По мнению экспертов, озвученная премьером Юлией Тимошенко договоренность между НАК и «Газпромом» о покупке украинской компанией 11 млрд. куб. м газа для технологических нужд, уже находящегося в украинских ПХГ, по $153,9 за 1 тыс. куб. м касается как раз газа RosUkrEnergo. Представители зарегистрированного в Швейцарии трейдера пока не комментируют эту информацию.
Зампредправления «Газпрома» Александр Медведев ранее говорил, что после перехода Украины и России на прямые отношения без посредников RosUkrEnergo лишится источников газа в России и Средней Азии. Комментируя перспективы контрактов трейдера на поставку газа в страны Европы, господин Медведев отметил, что он зарегистрирован в Швейцарии, и вопрос управления им будет решаться в правовом поле этой страны. Также Александр Медведев напомнил, что «Газпром» как владелец 50% акций RosUkrEnergo имеет существенный вес в управлении этой компанией. Совладельцами RosUkrEnergo с украинской стороны являются бизнесмены Дмитрий Фирташ (45%) и Иван Фурсин (5%).