В пятницу президент Туркмении Сапармурат Ниязов провел переговоры по ценам на газ с украинской и российской делегациями, после того как в понедельник заявил о намерении повысить цену до $100 за тыс. кубов. Россияне свои интересы отстояли. Украинцы, скорее всего, — нет. Пока известно только что г-н Ниязов не захотел говорить о ценах до тех пор, пока не будут погашены задолженности по газу за 2005 г. Эксперты считают, что Туркменбаши сможет повысить цену для Украины уже осенью.
О цене в $50 за тыс. кубов в первом полугодии 2006 г. и по $60 — во втором (на границе Туркменистан —Узбекистан) за 40 млрд. куб. м туркменского газа НАК «Нефтегаз Украины» и госконцерн «Туркменгаз» договорились 22 декабря 2005 г. Но 13 февраля г-н Ниязов заявил, что с осени цена газа для импортеров будет повышена в полтора раза — до $100 за тыс. кубов: «Сейчас в Европе трудности. Цены на энергоносители поднимаются. Мы понемногу тоже поднимаем. Если мы раньше продавали по $44, теперь продаем за $65 (России), а с девятого-десятого месяца мы поднимем до $100. Переговоры ведем». Украинский премьер Юрий Ехануров поспешил успокоить общественность, дескать, заявление касается только России, а на цену газа для Украины оно никак не повлияет.
Вопреки этому заявлению уже 17 февраля министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков и предправления «Нефтегаза» Алексей Ивченко отбыли в Туркмению для «уточнения условий поставок туркменского природного газа». В тот же день в Ашхабад прибыла делегация ОАО «Газпром» во главе с председателем правления Алексеем Миллером.
Для россиян переговоры с Туркменбаши прошли намного успешнее, чем для украинцев. В тот же день (17 февраля) г-н Миллер заявил, что «вопрос о цене газа и объемах поставок не вызывает никаких споров», а чуть позже «Газпром» в пресс-релизе подтвердил неизменность достигнутых в конце 2005 г. договоренностей (30 млрд. кубов по $65 за тыс. куб. м. в 2006 г.).
А вот г-да Плачков и Ивченко до вопроса по сохранению цен вообще «не дошли». Г-н Ниязов потребовал от Украины погасить долги за поставленный в 2005 г. газ. «Сначала надо рассчитаться по долгам, и только потом двигаться дальше, согласно договоренностям о поставках газа», — заявил Туркменбаши украинской делегации (по сообщению интернет-ресурса «Тurkmenistan.ru» со ссылкой на пресс-службу г-на Ниязова). Получить комментарий Минтопэнерго в субботу не удалось, хотя в конце прошлого года г-н Плачков заявлял, что нареканий со стороны Туркменистана по расчетам за газ нет…
Замдиректора по научной работе НТЦ «Психея» (консалтинг в сфере ТЭК) Геннадий Рябцев пояснил, что «долги за газ» вполне могут быть формальным поводом, поскольку даже если они есть, то могут быть погашены в считанные дни: «Претензий к Украине не могло не быть. Если бы не было долгов, появилось бы что-то другое… Туркменбаши не тот человек, который будет задешево отдавать газ, в то время как «посредник» покупает российский газ для Украины по $230 за тыс. кубов, а сама РФ покупает у него (Туркменистана) по $65». Г-н Рябцев заметил, что «недавние публичные заявления г-на Ниязова о повышении цен означает одно — вопрос не смогли решить в режиме обычных переговоров».
Что касается цен на туркменский газ для Украины, то Геннадий Рябцев считает, что г-н Ниязов сможет настоять на их повышении: «Это будет меньше, чем $95, но как минимум $65 — как для России». Теоретически повлиять на стоимость «росукрэнерговского» газа ($95 на границе) это не должно — стоимость российского газа в смеси не меняется; туркменского, который закупает Газпром, — тоже (хотя официальной информации о том, входит ли этот газ в смесь, до сих пор нет. — Авт.). А вот повлиять на внутреннюю цену для промпредприятий ($110 без НДС и транспортировки) — причем еще до конца 2006 г. — может вполне. Поскольку из 40 млрд. кубов газа, которые Украина покупает у Туркмении в 2006 г. 25 млрд. идут промышленности (15 млрд. получает «РосУкрЭнерго» в качестве оплаты транспортировки до Украины), повышение цены, скорее всего, «повесят» именно на промпредприятия.