Государство

Разделяй и властвуй

Колонка редактора

Постановление Национального банка №413, в котором многие увидели отмену моратория на досрочное расторжение депозитов, стало отличной лакмусовой бумажкой, которая показала способность банкиров защищаться.

Точнее, неспособность. Банкиры провалили тест НБУ на выживание и теперь будут безжалостно подчинены воле регулятора. Браво, Нацбанк!

В лучших традициях придворных интриг психологическая бомба под номером 413 была заброшена в ряды банкиров в пятницу вечером, без предупреждения и разъяснений. Топ-менеджеры крупнейших банков утверждали, что с момента получения соответствующего письма до руководства Нацбанка нельзя было дозвониться. Масло в огонь активно подливали телеканалы, которые сообщили о возможности снять замороженные депозиты уже в понедельник. «Если постановление не отменят, в понедельник банки можно уже не открывать»,— заявил мне в пятницу один из топов.

Именно с таким настроением банкиры отправились на совещание с представителями Международного валютного фонда, Минфином и НБУ, которое, по странному стечению обстоятельств, в срочном порядке было назначено на субботнее утро. Банкиры очень хотели услышать от центробанка аргументацию отмены моратория на досрочное снятие депозитов, но ответа не получили. Национальный банк командировал на встречу своего главного бухгалтера Веру Рычаковскую и исполнительного директора по вопросам банковского надзора Александра Киреева, которые, исходя из своих полномочий, не могли ответить на вопросы банкиров. Финансисты попытались прямо с совещания связаться с Владимиром Стельмахом, но он оказался недоступен. Удивительно, да?

И тут, наконец, случилось то, на что, видимо, и рассчитывал Нацбанк, публикуя постановление №413. Паника и непонимание происходящего расколола банковскую элиту. Причем ее единство не просто треснуло, а разлетелось на мелкие куски. Уже сегодня клановое разделение банковской системы должно быть закреплено официально. Ассоциация украинских банков (АУБ) может провести собрание своих участников, а Украинский кредитно-банковский союз (УКБС) — своих. В свою очередь, совет НБУ попытается отобрать инициативу у банковских ассоциаций, и в первую очередь у Сергея Тигипко, и проведет собственное совещание.

Впрочем, уже сейчас понятно, что ни один из кланов ничего не сможет противопоставить железной руке Институтской. Банковские ассоциации уже давно поделены на мелких и крупных, иностранных и местных. На тех, кто с Сергеем Тигипко, и тех — кто с Александром Сугоняко (главой АУБ). Совет Нацбанка раздираем собственными противоречиями, одним из которых является позиция главы совета Петра Порошенко в отношении ПИБ, принадлежащего братьям Клюевым, которые также представлены в совете.

Разобщенность финансовой элиты и плетущиеся внутри ее интриги дают огромное преимущество Владимиру Стельмаху для проведения своей линии буквально во всем: в курсообразовании, политике рефинансирования, валютных аукционах и умерщвлении небольших и непокорных банков. Нацбанк уже давно развязал финансовый веник, и теперь его остается только сломать. По прутьям.

dubinskiy
Share
Published by
dubinskiy