Государство

Премьерный показ

До конца недели «НУ», УНП, БЮТ, «Пора»-ПРП и СПУ планируют подписать многострадальный коалиционный договор. Таковы прогнозы руководителя юрслужбы «НУ» Романа Зварыча. Лидер СПУ Александр Мороз, еще недавно отрицавший возможность довыборного союза «оранжевых», равно как и раздела постов в будущем правительстве, пока молчит. Юлия Тимошенко, подбивавшая недавних соратников побыстрее «раздерибанить» портфели, — тоже. А меж тем без решения кадрового вопроса коалиция невозможна. Кресла же можно начинать делить только по достижении договоренностей о кандидатуре премьера.

Первой торги о разделе портфелей в поствыборном правительстве начала Юлия Тимошенко. Еще осенью, едва ВР успела утвердить Юрия Еханурова на посту премьер-министра, отставница уже предложила бывшим соратникам по Майдану определиться с кандидатурой «апрельского премьера». Весь ноябрь она активно развивала тему, уверяя соратников и избирателей в том, что председателем правительства должен стать представитель той политической силы, которая на выборах получит наибольшее количество голосов. Видимо, на формирование позиции Тимошенко оказал большое влияние тогдашний бурный рост рейтинга БЮТ. По мнению руководителя социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, г-жа Тимошенко провела «блестящую операцию» против «НУ». Она фактически спровоцировала провластные силы на обсуждение формата будущей коалиции, а также схемы распределения должностей, «выставив ситуацию так, будто они занимаются дележом шкуры неубитого медведя». Постепенно в дискуссию включились все политические силы, имеющие шанс попасть в парламент. СПУ в лице руководителя своего избирательного штаба Иосифа Винского поддержала предложенный г-жой Тимошенко принцип назначения премьера и, соответственно, раздела портфелей. Поскольку, по словам президента Центра социальных исследований Андрея Ермолаева, от того, кто станет председателем правительства, зависит распределение других должностей. Однако потом социалисты дали задний ход. В последнее же время Александр Мороз стал призывать соратников не заниматься дележкой постов и высказывал глубокие сомнения в самой возможности объединения «оранжевых» до выборов. На притязания главы БЮТ «Наша Украина» отреагировала жестко. Председатель политсовета НСНУ Роман Безсмертный заявил, что никаких «секретных договоров» с БЮТ «НУ» подписывать не будет, как это произошло 4 июля 2004 г. Тогда еще кандидат в президенты Виктор Ющенко и народный депутат Юлия Тимошенко скрепили подписями соглашение о взаимных обязательствах в случае победы на выборах.


Коалиционная тягомотина затянулась на четыре месяца. За это время «НУ» и БЮТ успели по нескольку раз объявить о начале переговоров и, разругавшись, отказаться от них. Адепты «газовой принцессы» неоднократно обвиняли «Нашу Украину» в сотрудничестве с Партией регионов и блоком Литвина. В ответ на это «регионалы» вяло отвергали возможность создания коалиции с «НУ» и «литвиновцами». «Народники» же, следуя тактике, избранной их вождем, демонстративно отказывались до выборов принимать участие в любых переговорах. «А мы Литвина никуда и не приглашали»,— обиделся на это руководитель юрслужбы блока «НУ» Роман Зварыч и объявил, что до 19 февраля коалиционное соглашение между «НУ», БЮТ, «Пора»-ПРП и СПУ будет подписано. Двухмесячную же проволочку с воссоединением «оранжевой» команды г-н Зварыч, не мудрствуя лукаво, объяснил «состоянием здоровья отдельных участников переговоров». Теперь, когда все выздоровели, им, надо полагать, предложат «нашеукраинский» вариант документа, который наверняка содержит пункт, посвященный принципам раздела портфелей.


Однако от того, чей именно проект ляжет в основу договора, и будет ли соглашение подписано вообще, премьерские позиции Юлии Тимошенко не улучшатся. Вряд ли ей поможет и поддержка избирателей, 19% которых хотели бы ее видеть во главе Кабмина (здесь и далее: по данным опроса фонда «Демократические инициативы», 19-31 января, две тысячи респондентов, погрешность — 2,2%). Леди Ю слишком сильный раздражитель и для «оранжевых», и для «синих», с которыми, как ни крути, придется сотрудничать пропрезидентским силам. Политику Тимошенко намного легче стать президентом, чем главой правительства, уверен директор Центра исследования политической культуры Олесь Доний. Поскольку власти, по его словам, нужен нейтральный премьер-хозяйственник. От пропрезидентских сил на эту роль рассматривалось три кандидатуры: нынешний председатель правительства Юрий Ехануров (8%), секретарь СНБО Анатолий Кинах и лидер социалистов Александр Мороз (7%). На днях г-н Зварыч огласил имя «избранного». То, что это г-н Ехануров, не стало неожиданностью. По крайней мере, для социалистов. Еще в конце января их лидер грустно обмолвился, что СПУ удовлетворили бы портфели рангом поменьше — «промышленных» вице-премьер-министра и министра. Кроме того, на роль «оранжевого» премьера лидер УНП Юрий Костенко предлагал своего соратника — народного депутата Ивана Плюща. Однако шансов у экс-спикера изначально не было никаких: блок Костенко-Плюща даже не позвали в коалицию. Некоторое время муссировались и слухи о возможном премьерстве Владимира Литвина (6%). Однако с «оранжевыми» ему мешают дружить давние враги — социалисты, а с «синими» не складывается диалог. Похоже, «главному народнику» может светить только кресло спикера. За него он и будет бороться. Да и Виктору Януковичу (27%) вряд ли во второй раз придется покрасоваться в премьерах. «Партия регионов не настолько нерассудительна, чтобы выдвигать на пост главы правительства его или Рината Ахметова. Ради стабильности она согласится на «вторые должности»,— уверен г-н Доний. Похоже, «при всем богатстве выбора» реальной конкуренции у Юрия Еханурова пока нет.

babanina
Share
Published by
babanina