Государство

Конституционный суд сильно изменил финансирование судов

Каждый суд в Украине должен финансироваться отдельной строкой в госбюджете

Такая констатация закреплена в последнем решении Конституционного суда (КС). Тем самым фактически исполнилась мечта всех руководителей местных и апелляционных судов — самостоятельно распоряжаться выделенными на суд средствами.

Накануне КС обнародовал очередное решение, которое кардинально меняет правила игры в судебной системе. Отныне финансирование судов должно осуществляться по совершенно иной схеме, нежели было принято все годы независимости Украины. Главными «финансистами» судов определены Кабмин и Рада, а в госбюджете расходы на каждый суд в стране должны прописываться отдельной строкой. Помимо этого, средства на суды должны выделяться исключительно из госбюджета.

Наибольшую интригу в контексте данного решения КС вызывает дальнейшая судьба Государственной судебной администрации (ГСА). До последнего времени отдельной строкой в госбюджете финансировались только четыре суда: КС, Верховный суд (ВСУ), Высший хозсуд (ВХСУ) и Высший админсуд (ВАСУ). Обеспечение расходов всех местных и апелляционных судов, коих в нашей стране более 700, осуществляла ГСА.

В упрощенном виде система работала так: ГСА получала определенную сумму, своим внутренним решением раскидывала эти средства на соответствующие суды и при этом осуществляла многие закупки самостоятельно. У подавляющего большинства председателей судов есть в запасе истории, когда ГСА передавала в суд, скажем, закупленные папки, а судьям необходимы были бумага и ручки. Руководителям судов ничего не оставалось, как идти и выменивать папки на что-то более нужное в других органах. А некоторые рисковали и пытались продавать невостребованные предметы.

В последние годы особенно много претензий к работе ГСА накопилось у ВХСУ и его председателя Сергея Демченко, на основании обращения которых, собственно, и вынесено данное решение КС. Их главная цель состояла в том, чтобы доказать, что ГСА судам не нужна, а каждый хозсуд должен финансироваться отдельной строкой в госбюджете.

Важно, что некую апатию ко всем этим вещам проявлял ВСУ, что неоднократно подмечал в своих выступлениях Сергей Демченко. Но это неудивительно, ведь ГСА подотчетна Совету судей Украины (ССУ), где большинство членов поддерживает политику главы ВСУ Василия Онопенко. Так что знающие люди предполагают, что действующий глава ГСА Иван Балаклицкий нашел общий язык с господином Онопенко и его командой. При этом важно, что в 2003 г. функции по финансированию судов выводились из Минюста в ГСА именно потому, что команда тогдашнего президента Леонида Кучмы прекрасно понимала, как и для чего можно использовать открывающиеся возможности.

Таким образом, вчерашнее решение КС стало уже третьим решением за последние три месяца, которые больно ударили по интересам ВСУ и ССУ. До этого КС признал неконституционным полномочия ВСУ как кассационного органа, а также констатировал, что у ССУ нет полномочий по назначению руководителей судов. Вроде как к решениям КС и сложно придраться с правовой точки зрения, но с политической они вызывают все больше вопросов. Особенно в свете инициатив регионалов по масштабному реформированию судов.

Теперь получается, что ГСА если и будет чем заниматься, то только техническими функциями. Ведь отныне, как отметил судья — докладчик по делу Михаил Колос, каждый суд сможет формулировать свои потребности и отправлять их в Кабмин без учета мнения других заинтересованных сторон. Господин Колос также выразил надежду, что решение КС будет способствовать активизации судебной реформы в Украине. «Мы оставили открытым вопрос о конституционности такого органа, как ГСА, поскольку ВХСУ не может быть субъектом обращения по этому вопросу — это могут сделать либо 45 депутатов, либо ВСУ. Но ВХСУ, понимая это, и не формулировал вопрос таким образом. Своим толкованием мы дали понять обществу, государству и судьям, что государство обеспечивает финансирование и организационно-техническое обеспечение через органы государственной власти — Кабмин и Раду. Мало кто сейчас обращает внимание на закон об источниках финансирования органов госвласти. Но там четко сказано, что каждый суд должен иметь в госбюджете отдельную строку. При наличии этой строки ни один орган других ветвей власти не сможет вмешиваться в организационное и финансовое обеспечение судов»,— подчеркнул судья КС.

По его мнению, в текущем году государство вряд ли успеет привести финансирование судов в соответствие с решением КС, но в следующем это обязательно произойдет: «Орган, который делал бы такую работу, как ГСА, очень нужен. Другой вопрос, где он должен находиться? Если он будет находиться в структуре судебной системы, то это было бы неплохо. Думаю, со временем все так и будет. А сами размеры ГСА могут быть существенно уменьшены».

Любопытно, что решение КС оглашал замглавы этого суда Василий Брынцев, в то время как председатель Андрей Стрижак спешно покинул здание КС за десять минут до начала пленарного заседания.

umanets