Депутатами обнаружен очередной несуществующий источник наполнения бюджета
Члены фракции БЮТ всерьез озаботились проблемами с выполнением госбюджета. В поисках возможностей наполнения казны депутаты обратились к идее монополизации лотерейной деятельности. По прогнозам экспертов, увеличить поступления инициатива не поможет, но будет способствовать тенизации лотерейного бизнеса.
Депутат Антон Яценко (БЮТ) зарегистрировал в Раде законопроекты №5417 «О введении монополии государства на осуществление лотерейной деятельности» и №5418 «О внесении изменений в закон о «Введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей» (данный мораторий действует с 25 мая 2005 г.).
Напомним, сейчас порядок получения лицензии на занятие лотерейным бизнесом определяется законом «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Также лотерейная деятельность регулируется законом «О налогообложении дохода предприятий».
Внесенный бютовцем проект закона №5417 закрепляет за Минфином право определять единый порядок организации и проведения лотерей. Дело в том, что 25 июня с.г. Рада приняла закон «О запрете игрового бизнеса в стране», но, по словам господина Яценко, закон не предусматривает госконтроля за лотерейной деятельностью.
Автор упомянутых инициатив сказал «i», что в случае вступления предложенных им законопроектов в силу, средства, вырученные от лотерейной деятельности, после оплаты расходов на ее проведение будут перечисляться в госбюджет, а не выводиться в оффшорные зоны.
Сегодня лицензии Минфина на организацию лотерей имеют четыре компании: ООО «М.С.Л.», ЗАО «Патриот», ОАО «Государственный ощадбанк Украины» и «Украинская национальная лотерея». По данным, которые депутат Яценко предоставил в распоряжение «і», доход «Украинской национальной лотереи» составляет 18-22 млн. грн. ежемесячно. 15% этих денег выводится из Украины как роялти (платеж за право пользования лицензией на товары, изобретения, патенты.— «i»). После принятия законопроекта №5417 контролировать целевое использование средств, полученных госбюджетом от проведения лотерей, будет Счетная палата.
В проекте закона определены виды гослотерей: числовые, бинго, кено, бестиражные (мгновенные), номерные тиражные и онлайн лотереи. Проведение на территории страны лотерей других видов или розыгрышей, кроме государственных, запрещается.
Второй законопроект этого же автора — №5418 — содержит норму об обязательном расходовании средств, полученных от лотерейной деятельности на социальные программы. Проект также предполагает введение моратория на ведение лотерейной деятельности субъектами негосударственной формы собственности до вступления в силу закона о госрегулировании проведения лотерей и денежных розыгрышей.
Депутат полагает, что данные законопроекты могут быть проголосованы в Раде на следующей пленарной неделе подавляющим большинством голосов. Впрочем, опрошенные «i» парламентарии не намерены поддерживать инициативы бютовца. Глава комитета Рады по таможенной и налоговой политике Сергей Терехин считает, что монополизация лотерейной деятельности позволит контролирующим данный рынок государственным органам самостоятельно распоряжаться финансовыми потоками и предоставит им дополнительные возможности для коррупционных действий.
Эксперты также не прогнозируют улучшения условий работы для лотерейного бизнеса в случае его полной монополизации государством. По мнению председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, усиление госконтроля за лотерейной деятельностью скорее уничтожит конкуренцию в лотерейной отрасли, чем увеличит поступления в госбюджет. Директор экономических программ Центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова Василий Юрчишин убежден, что главная цель предложений господина Яценко — увеличение поступлений в бюджет за счет населения. Вступление в силу данных законопроектов повлечет, по мнению эксперта, только рост тенизации лотерейного бизнеса. Господин Юрчишин не рекомендует правительству рассчитывать на дополнительные источники пополнения доходной части бюджета — ведь в случае вступления закона в силу представители лотерейного бизнеса найдут способ его обойти.