В Конституционном суде будут оспорены положения неудобных для судебной системы законов
Пленум Верховного суда просит КС признать неконституционными ряд положений новых антикоррупционных законов и закона о внедрении системы электронного документооборота (ЭДО) в админсудах. Эти акты вступают в силу с 1 января 2010 г. и, по мнению представителей судебного корпуса, грозят остановить работу судов. ВСУ надеется, что КС успеет вынести решение до новогодних праздников.
Антикоррупционный пакет законов и закон №1475-VI, предусматривающий уголовную ответственность за вмешательство в работу систем ЭДО, содержат ряд рисков для судебной системы. Их озвучили судьи ВС Михаил Грыцив и Виктор Маринченко. «Не все положения законов согласовываются с действующим законодательством, они вызывают разную трактовку и могут не соответствовать Конституции и законам»,— подчеркнул господин Грыцив. Он озвучил основные претензии судей ВС, которые предстоит проанализировать КС:
1) законы уже были опубликованы, но вводятся в действие с 1 января 2010 г. Такая схема вступления в силу законов не предусмотрена Конституцией;
2) судьи не смогут заниматься преподавательской деятельностью в рабочее время, что негативно скажется на работе Академии судей. В то же время Конституция разрешает судьям заниматься преподавательской деятельностью даже на платной основе;
3) в законах не содержатся принципы отправления правосудия и процессуальные положения по делам, связанным с ответственностью юридических лиц за коррупционные действия.
«Речь не о том, чтобы антикоррупционные законы не действовали,— суд должен применять только законы, которые соответствуют Конституции»,— резюмировал Михаил Грыцив.
Но главные проблемы, которые тревожат судей, остались за рамками конституционного представления. Ранее «i» сообщали, что обновленное антикоррупционное законодательство запрещает судам принимать благотворительную и прочую помощь от физ- и юрлиц. Как следствие, около одной пятой всех судов столкнется с проблемой аренды помещений у этих лиц, за которую не взимается рыночная цена. Более того, нет гарантий, что государство сможет обеспечить аренду по рыночным ценам в 2010 г. С другой стороны, если судья или сотрудник принесет в суд бумагу, марки, конверты, картриджи, это может расцениваться как коррупционное деяние. В то же время, по данным Высшего админсуда страны, 40-50% имущества административных судов — собственность судей или сотрудников.
Виктор Маринченко подчеркнул: сама идея внедрения ЭДО в админсудах не вызывает сомнений в конституционности. Но, по его словам, новый закон делает невозможным отправление правосудия этими судами, а их работа может быть заблокирована. «Во-первых, в системе ЭДО невозможно одновременно реализовать принципы вероятности и очередности при распределении дел между судьями. Во-вторых, порядок функционирования систем ЭДО будет устанавливаться Государственной судебной администрацией (ГСА). А это может расцениваться как вмешательство в работу судебной ветви власти и осуществление правосудия»,— сказал господин Маринченко. По его словам, за вмешательство в работу системы ЭДО установлена уголовная ответственность, что также вызывает ряд принципиальных вопросов. Судья напомнил, что 666 местных судов общей юрисдикции рассматривают отдельные категории дел как админсуды. В этой связи возникает вопрос: не должны ли и эти суды оснащаться системами ЭДО?
Позицию инициаторов, разработчиков и сторонников этих законов проиллюстрировал тот факт, что на заседании пленума ВСУ отсутствовали представители Минюста и парламента. Более того, министр юстиции Николай Онищук официально сообщил, что у пленума нет оснований направлять в КС представление о неконституционности положений антикоррупционного законодательства.
В последнее время представители судебной системы часто говорят об остановке работы судов, если возникнут проблемы с выполнением упомянутых законов, а также если не будет средств для отправления правосудия. Готовность остановить распределение дел между судьями высказал в интервью «i» и глава Киевского ААС Анатолий Денисов, суд которого является базовым в рамках президентской избирательной кампании (в Киевском ААС до сих пор нет системы ЭДО, как и во многих других админсудах).
Источники «i» в КС говорят, что теоретически этот суд вполне может вынести решение по представлениям ВСУ до Нового года. «Тем более что в КС много бывших судей, для которых близки проблемы судебной системы»,— резюмировал один из влиятельных юристов.
___________________
11 июня 2009 г. парламент принял новое антикоррупционное законодательство: законы о внесении изменений в некоторые законодательные акты об ответственности за коррупционные правонарушения, об основах предотвращения и противодействия коррупции и об ответственности юрлиц за коррупционные правонарушения.
5 июня 2009 г. принят закон об автоматизированном документообороте в админсудах (№1475- VI). В законе идет речь о внедрении системы ЭДО для фиксации всех судебных и процессуальных решений, всей корреспонденции и т.п. Система подразумевает автоматизированное распределение дел между судьями, что упраздняет главный манипуляционный инструмент председателей судов — ручное распределение дел.