Государство

Порция тепла

Колонка редактора

Каждый профессиональный праздник в стране — это всегда повод (особенно перед выборами) обратить внимание на забытые отрасли

Блеснуть гранями интеллекта и осведомленности, проявить заботу о людях, наобещать с три короба, чтобы потом снова забыть сказанные слова на год. В таком стиле начали День шахтера президент Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Премьер пообещала сделать шахтеров еще счастливее (куда уж боле?), а президент — поддержать реформы, если они когда-нибудь будут реализованы (вряд ли на его президентском веку).

Но неприятный вопрос «Чего мы достигли в отрасли за последние год-полтора?» продолжает висеть в воздухе. Да, Кабмин впервые внедрил механизм аукционов по продаже коксующегося угля. Даже сговор участников не смог обеспечить полноценное существование аукционов, поскольку завышенные цены оказались неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными — металлурги бросились ввозить уголь из России, Китая и Австралии.

Совершенно другая ситуация сложилась с энергетическим углем. Вместо того чтобы выставить энергетический уголь на аукционы, правительство решило полностью монополизировать рынок через ГП «Уголь Украины», заблокировав возможность частным и арендуемых шахтам продавать топливо госпотребителям. Таким образом, правительство трудоустроило нелегальщиков (добывающих уголь из копанок) и оставило без работы негосударственных шахтеров.

Одновременно государственные угледобывающие предприятия стали самыми большими государственными должниками перед налоговой и Пенсионным фондом. При этом смертность и травматизм на украинских шахтах являются одними из самых высоких в мире, а часть данных попросту умалчивается. Если учесть, что 1 млн. т угля стоит жизни трем шахтерам, то вопрос о безопасности (но не о престижности) их труда должен был бы стоять на первом месте. Премьер решила ударить сразу двумя козырями: заявила об уменьшении с 2010 г. для шахтеров ставки налога с физлиц до 10% (в рамках закона о престижности шахтерского труда) и об инициативе Кабмина предоставлять госгарантии для инвестиций на модернизацию шахт. Впрочем, модернизация украинских шахт — для инвесторов вопрос еще менее привлекательный, чем приватизация убыточных шахт, а деньги, выделяемые из госбюджета, теряются по пути еще в первые месяцы, независимо от их назначения. Очередной транш углепрому в размере 1,8 млрд. грн. премьер планирует выделить в сентябре, и это ожидание уже сопровождается бурной лихорадкой в Минуглепроме.

По глубокому убеждению абсолютно всех участников рынка, политиков и чиновников, единственным спасением для отрасли может стать ее приватизация. Все согласны и с тем, что покупать миллионные долги никто из инвесторов не решится. Законопроект о приватизации углепрома, содержащий схемы реструктуризации долгов угледобывающих предприятий, уже долгие годы пылится в стенах правительства. Но очевидно, что несколько миллионов гривень ежесуточного дохода не будут отданы без боя.

Что будет дальше? В ближайшее время правительство прибежит к частникам и попросит их продать энергетический уголь (свой закончился), объявив стране о своей заботе. После проведения первого аукциона прозвучат заявления о том, что металлурги спасают угольщиков, а кризис остался в далеком прошлом. После очередного транша в Минуглепром премьер должна будет сказать о том, что наши шахтеры — самое дорогое в этой жизни. Еще несколько слов о светлом будущем. А потом пройдут выборы…

shpachenko
Share
Published by
shpachenko