С 14 августа все импортеры для растаможки товаров будут обязаны получать разрешение госэкоинспектора
С 14 августа все импортеры для растаможки товаров будут обязаны получать разрешение госэкоинспектора
Под видом организации утилизации тары и упаковочных материалов импортеров принудят к новым платежам.
Как сообщили «і» в Минюсте, совместный приказ Минэкономики, Минприроды и Гостаможни о порядке таможенного оформления товаров в таре и упаковочных материалах будет опубликован в «Официальном вестнике» в пятницу, 14 августа.
Согласно документу, таможенные брокеры для оформления товаров должны будут получить отметку «Ввоз разрешен» госинспектора по охране окружающей среды. Для этого импортеру необходимо заключить договор с ГК «Укрэкокомресурсы» (о предоставлении услуг на сбор, заготовку и утилизацию тары), либо иметь документы, подтверждающие самостоятельную утилизацию тары. При наличии договора, таможенный брокер должен оформить ведомость об учете тары, которую вместе с квитанцией передает госэкоинспектору. Данные из ведомости переносятся в электронный журнал. Лишь после этого экоинспектор ставит на грузовой таможенной декларации печать «Ввоз разрешен».
В ГК «Укрэкокомресурсы» уже подготовили договора, причем подписывать их пока что может только импортер (а не его представитель). Основание — постановление Кабмина №508 от 20 мая, согласно которому все импортеры, которые используют тару и упаковочные материалы, обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию тары или заключить соответствующие договора с компанией (ГК «Укрэкокомресурсы»). Впрочем, по информации на сайте ГК «Укрэкокомресурсы», срок действия лицензии компании на утилизацию отходов закончился в 2006 г.
Импортеры не в восторге от приказа. «Я не против платить за утилизацию тары, но возникает несколько вопросов. Почему я плачу за утилизацию отходов и как импортер, и как конечный потребитель, то есть дважды? Почему для оплаты утилизации тары мой товар должен простаивать на таможне, а я должен это оплачивать? Почему я обязан заключать договор именно с ГК «Укрэкокомресурсы», это же не естественная монополия? А если я заключаю договор, то почему эта компания не занимается утилизацией?» — рассказал «і» на правах анонимности крупный импортер медицинского оборудования.
По мнению брокеров, теперь процедура таможенного оформления грузов затянется на один-четыре дня в зависимости от области. Оформление слабо представляют и таможенники, и брокеры — после составления грузовой таможенной декларации (ГТД) и присвоения номера брокерам необходимо получить печать экоинспектора, который может находиться в 5-10 часах езды от таможни. Простояв в очереди к экоинспектору и получив печать «Ввоз разрешен», брокер возвращается на таможню закончить оформление груза. По прибытии в таможню брокер может получить карточку отказа (например, по причине ошибки в графе) и его ГТД аннулируется. Следовательно, вся процедура оформления с поездками к экоинспектору должна повториться. Впрочем, не исключено, что для того, чтобы ускорить процедуру растаможки, брокеры будут договариваться с таможенниками и ставить печати задним числом.
Но скорее всего импортеры будут оспаривать приказ в судах. «У меня нет необходимости утилизировать тару. Поддоны мы забираем назад, а товар продаем в таре магазинам. Это уже проблема магазинов утилизировать тару, а не наша. Так почему я должен заключать с кем-то договор об утилизации того, что мне утилизировать не надо? Кроме того, абсурдно бегать за печатью какого-то экоинспектора и терпеть из-за этого простой. Пусть делегируют эти полномочия кому-то на границе и там ставят эти печати», — возмутился импортер рыбной продукции.
По словам главы Госкомпредпринимательства Александры Кужель, сейчас ведется работа по упрощению порядка оформления тары, необходимой к утилизации. «Мы обсуждаем этот вопрос с главой Гостаможни Анатолием Макаренко. Не должен импортер или брокер ездить куда-то к экоинспектору, чтобы зафиксировать вес тары. Это усложняет процедуру, а мы должны эту процедуру упростить. Кого-кого, а экологов в таможнях хватает, поэтому мы рассматриваем возможность делегировать эти полномочия таможням. На тех таможнях, где нет экологов, будем что-то думать, но порядок будем упрощать в рабочем порядке»,— сказала «і» госпожа Кужель.
Она также подчеркнула, что утилизация отходов является необходимостью, а не побором: «Зарубежные инвесторы сегодня готовы построить заводы по переработке отходов, но они просят обеспечить им завоз вторсырья. За 10 лет никаких положительных изменений в этой сфере не произошло. Мы должны думать об экологии, и это не будет затратным для импортеров, ведь за утилизацию тары в итоге заплатит конечный потребитель. Такая практика есть во всем мире».
Впрочем, в Гостаможне тоже считают, что для ускорения процедуры необходимо делегировать полномочия экоинспекторов таможне. «К примеру, это можно сделать в ходе таможенного оформления по ГТД. Брокер, исходя из типа упаковки и их количества, напишет в ГТД необходимую сумму сбора, а таможенная программа проверит правильность расчета, наличие денег на депозитном счете субъекта в казначействе и автоматически перечислит их на соответствующий бюджетный счет. Расширение штата экологов и разработка специального программного обеспечения будут более затратными для бюджета»,— сказал «і» источник в Гостаможне.