Государство

Аграрный фонд не верит в будущее

Основной государственный механизм поддержки посевной в этом сезоне остановлен

АФ прекратил проведение форвардных закупок зерна, которые давали возможность аграриям получить средства в период посевной под залог будущего урожая. Это неизбежно подорвет экспортные перспективы отрасли.

По решению правительства Аграрный фонд отказался от такой формы поддержки агросектора, как форвардные закупки. Госагент сосредоточится на спотовых закупках зерна прошлого урожая, однако они недоступны для аграриев, которые не имеют на руках запасов готового продукта.

«Форвардных закупок мы не проводим. Юлия Владимировна (Тимошенко.— Авт.) подписала распоряжение, которым они прекращаются,— сообщил источник в Аграрном фонде.— Дело не в дефиците финансирования, просто решено всю поддержку сконцентрировать на закупках по споту (урожай-2008), поскольку это более неотложно, а форвард может подождать».

Как сообщили в Винницком отделении Аграрного фонда, хотя форвардные закупки и не проводятся, но заявки от аграриев продолжают поступать. «Мы регистрируем их, хотя проплат нет. Возможно, позднее форвардные закупки будут возобновлены»,— сообщили в отделении.

Хотя основные средства на посевную аграрии все же выручали от продажи запасов, тем не менее в текущем периоде, в условиях невозможности привлечь банковские кредиты,— продажа АФ будущего урожая была одной из основных мер по поддержке аграрной отрасли. Даже то, что, согласно формату форварда, госагент оплачивал при заключении контракта лишь 50% от стоимости зерна (остальное — по получении партии), не снижало спрос со стороны аграриев на услугу. Министр агрополитики Юрий Мельник отмечал, что заявки от сельхозпроизводителей поступают ежедневно. В планах чиновников было купить по такой схеме до 1 млн. т зерна. «Аграрный фонд проводит cпотовые закупки зерна, а также выкуп залогового зерна, но это зерно аграрии в большинстве случаев могут продать и частным покупателям,— отмечает руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа.— А именно, форвардные закупки позволяют использовать не только имеющиеся активы, но и будущий урожай».

Для части аграриев альтернативные предложения Аграрного фонда являются недоступными, и они не смогут воспользоваться ими, чтобы привлечь средства под посевную. Ряд хозяйств подошли к сегодняшнему дню с нулевыми запасами зерна, и им нечего предложить госагенту. Однако и аграрии, имеющие резервы, сталкиваются с рядом ограничений. «В первую очередь это связано с тем, что Аграрный фонд принимает лишь продовольственное зерно, которого у сельхозпроизводителей практически не осталось. Напомню, урожай 2008 г. в основном состоял из фуражного зерна, продовольственное было на уровне немногим более 10%.— говорит председатель общественной организации «Крестьянский фронт», учредитель ООО «Агрофирма Корнацких» Аркадий Корнацкий.— Чтобы продать зерно Аграрному фонду, сельхозпроизводитель сначала должен доставить его на элеватор, при этом государство не предусмотрело компенсацию затрат на доставку. Из-за наличия таких рисков мелкие и средние производители не могут себе позволить сотрудничать с государством». По его словам, аграрии часто сталкиваются с тем, что Аграрный фонд не может рассчитаться с ними по факту сделки и проплаты проходят с задержкой в несколько дней.

Вопреки уверениям чиновников, решение отказаться от одного из направлений господдержки может быть продиктовано серьезным дефицитом средств у госагента. Напомним, что из-за недостатка финансирования правительство в нынешнем сезоне прибегло к схеме, согласно которой АФ продает находящееся в запасах зерно зернотрейдерам (в счет долга по НДС), а привлеченные средства направляет на поддержку аграриев. В рамках этой схемы АФ продал зерна минимум на 1 млрд. грн., однако, какая сумма была оплачена Госказначейством, фонду неизвестно.

По данным на первую декаду марта, Аграрный фонд закупил по форварду 118 тыс. т зерна — примерно на 70 млн. грн., и в разработке были форвардные контракты на закупку 630 тыс. т зерна на 742 млн. грн.

kovalchuk
Share
Published by
kovalchuk