Государство

В ручном режиме

Лицензирование работы таможенных брокеров может быть передано исключительно в ведение Гостаможни

Сегодня глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель может подписать приказ о лицензировании брокеров. Впрочем, порядок их работы может быть урегулирован и приказом Гостаможни, который ждет своего часа.

Сегодня существуют три проекта приказа о лицензировании брокеров различных групп авторов. Война продолжается за п. 8, который предусматривает условия, при которых таможенный брокер и его представитель не допускаются к участию в таможенных операциях. Ранее Александра Кужель сообщила «і», что вероятно будет сама выписывать этот пункт: «Должна быть сертификация, должны быть курсы для представителей таможенных брокеров, обязательно должно быть наказание для нарушителей, но это наказание не должно касаться всех сотрудников». Она также не исключила, что Госкомпредпринимательства направит свой проект лицензионных условий в Минюст, который и продолжит переговоры между сторонами.

Источник «і» в Гостаможне объяснил, почему его ведомство отстаивает свою редакцию проекта, в которой предусмотрено, что в случае систематического нарушения таможенных правил (при наличии постановления суда, Гостаможни, таможен) предприятие не допускается к таможенным операциям (но лицензия не аннулируется). «Если представитель брокера нарушил таможенные правила, Гостаможня должна составить акт проверки нарушения лицензионных условий. Для этого нужна выездная проверка, а это лишняя работа. Поэтому мы отошли от вопроса аннулирования лицензии и предложили отстранение брокера от операций за нарушение таможенных правил его представителем. Если есть систематические нарушения (два и больше) одного и того же представителя таможенного органа, то организация несет за него ответственность и не допускается к таможенным операциям, а Гостаможня не ищет этого представителя по всей стране. Также мы предлагали создать реестр представителей таможенных брокеров, который планировался быть открытым, и каждый директор, беря на работу человека, видел бы, сколько раз тот нарушал правила. Но общественные организации отказались от этого предложения»,— сообщил источник.

В своих требованиях Гостаможня ссылается на пункт 8.6 Киотской конвенции, который гласит, что таможня определяет условия, при которых третья сторона не допускается к участию в таможенных операциях. В то же время, как неоднократно писали «і», по мнению профессиональных переводчиков, в переводе этого пункта была сделана ошибка, и гласить он должен приблизительно следующее: «Гостаможня определяет обстоятельства, при которых она не готова проводить таможенные процедуры с третьим лицом». Несмотря на обращения к народным депутатам, изменения в ратифицированную Радой конвенцию внесены не были. Отметим, что Минюст в своем письме Минфину, Госкомпредпринимательства и Гостаможне в конце прошлого года определил, что Гостаможня имеет право, согласно Конвенции, определять условия, при которых таможенные брокеры не допускаются к таможенным операциям.

Но наибольшее возмущение со стороны брокеров и общественных организаций вызывает то, что Гостаможня, якобы, перекладывает ответственность с представителя брокера на всю организацию. «Изначально в проекте была прописана ответственность представителя брокера, а не всего предприятия. Но действие закона о лицензировании распространяется только на юрлица, а представитель таможенного брокера — физлицо. Поэтому лицензионные условия должны приниматься не для физлиц, а для юрлиц. Более того, Таможенный кодекс предусматривает, что ответственность за нарушение таможенных правил несут исключительно физлица, достигшие 16 лет, или должностное лицо предприятия. Право Гостаможни на использование положений Киотской конвенции подтверждено ст. 9 Конституции и ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса. В иерархии норм законов, нормы международных договоров Украины занимают доминирующее положение»,— говорит источник в Гостаможне.

Но брокеры в защиту своей позиции представили свой вариант п. 8 приказа о лицензионных условиях приблизительно в такой редакции: «В случае выявления нарушений таможенным брокером требований Киотской конвенции, Таможенного кодекса и других законов таможенного дела, Гостаможня или Госкомпредпринимательства осуществляют проверку выполнения лицензионных условий, и выдает распоряжение об устранении нарушений или принимает решение об аннулировании лицензии».

Впрочем, лицензионные условия для брокеров могут так и остаться непринятыми. По информации «і», в ближайшее время в Раде может быть зарегистрирован законопроект Минэкономики (принят Кабмином), предусматривающий отмену лицензирования брокеров. Частично этот сценарий удовлетворит Госкомпредпринимательства, полномочия которого существенно ограничены редакцией приказа Гостаможни.

Еще более удовлетворит этот сценарий Гостаможню, поскольку вместо лицензионных условий будет издан соответствующий приказ наподобие приказа №1334. По имеющимся данным, такой проект приказа уже готов, и он содержит следующие пункты:

— создание реестра брокеров и их представителей;

— экзаменовка представителей брокеров проводится один раз и не через вузы, а через таможни;

— квалификационные удостоверения не выдаются;

— свидетельства, дающие право заниматься брокерской деятельностью, выдаются на пять лет;

— предприятие (брокер) отстраняется от операций, если два его представителя на протяжении года дважды нарушили таможенные правила.

Если Рада все-таки отменит лицензирование для таможенных брокеров, то не исключено, что Гостаможня возобновит действие приказа №1334, пока новый проект будет регистрироваться в Минюсте. Опрошенные «і» руководители брокерских фирм и общественных организаций заявили, что будут опротестовывать приказ №1334, если он снова будет введен в действие — до момента регистрации приказа в Минюсте.

shpachenko