К концу марта падение доллара может смениться ростом
К концу месяца тишина на межбанковском валютном рынке может смениться очередным скачком курса, который сделает доллар дороже 9 грн. Предпосылки для такого сценария развития событий создает возросшее количество свободной гривни у банков, снижение валютных поступлений от экспортеров и дефицит валюты в резервах НБУ.
С начала недели произошло снижение индикативных котировок на межбанковском валютном рынке до уровня 8,16-8,18 грн./$1, что позволило Нацбанку установить средневзвешенный курс по операциям с долларом США на уровне, близком к курсу своих интервенций — 7,9 грн./$1. Таким образом, НБУ выполнил свое обязательство перед Международным валютным фондом (МВФ) допускать отклонение официального курса доллара от межбанковского не более чем на 2%.
По мнению казначея одного из банков с иностранным капиталом, снижение валютных котировок произошло, прежде всего, из-за административного сокращения спроса на валюту. «Публичные порки в секретариате за завышенный курс и комиссионные при валютных операциях привели к тому, что банки отказывают крупным клиентам продавать их доллары выше средневзвешенного курса, который устанавливается НБУ»,— говорит банкир. В результате банки не могут закрыть спрос своих клиентов-импортеров внутри банка и так же не выпускают их на межбанковский рынок с заявками на покупку валюты выше средневзвешенного курса.
Падение спроса и предложения на валютном рынке уже вылилось в сокращение объемов торгов — если в феврале среднедневные объемы торгов долларами США составляли около $280 млн., а в первой половине марта достигали $350 млн., то к середине марта они упали до $210-230 млн. Сократил свое участие в торгах и Национальный банк, снизив среднедневные интервенции с $80-100 млн. до $50-60 млн. Кроме того, с начала марта регулятор перестал продавать валюту из резервов для удовлетворения потребностей импортеров, со стороны которых отложенный спрос на валюту постоянно возрастает.
Удовлетворить этот спрос за счет продажи на межбанковском рынке валютной выручки не удастся. В апреле металлурги ожидают ухудшения конъюнктуры на внешних рынках и сокращения объемов продаж. По словам председателя правления ММК им. Ильича Владимира Бойко, по итогам марта многие метпредприятия сократят производство. «Что будет в апреле, вообще не берусь прогнозировать, потому что цены на металлопродукцию падают каждый день, и этот процесс продолжается»,— говорит металлург.
Помимо этого фактора, снижению предложения валюты на межбанке способствует недоверие экспортеров к банковской системе. «Продолжающиеся проблемы в банках вынуждают экспортеров занимать выжидательную позицию, удерживая валюту вне счетов украинских банков»,— говорит аналитик ИГ «Сократ» Михаил Сальников.
Предпосылки для курсового скачка создает и растущая ликвидность в банковской системе. Об этом свидетельствует рост остатков на корреспондентских счетах банков в НБУ до 19-20 млрд. грн. Благодаря повышению ликвидности наблюдается и снижение ставок на ресурсном межбанке — до уровня 10-15% годовых за ночные кредиты между крупными банками.
По мнению казначея одного из крупных банков, эта ликвидность еще не выплеснулась на валютный рынок, потому что предприятия проводят расчеты по налогам и сборам с бюджетом. «Обычно рост ликвидности предваряет бюджетные платежи. После расчетов с казной, которые осуществляются до 20 числа месяца, импортеры и предприятия могут направить средства на валютный рынок»,— говорит банкир.
Чтобы спровоцировать рост спроса на безналичную и наличную валюту, достаточно лишь одного неосторожного движения представителей власти. «В последнее время курс доллара определяется, прежде всего, спросом на наличном рынке. Если люди начнут активно покупать валюту, рост наличных котировок спровоцирует скачок цены на безналичную валюту. Если в этот момент сработает отложенный спрос на валюту со стороны импортеров, очередного обвала курса гривни не избежать»,— предупреждает банкир.
В конце марта НБУ должен будет отчитаться перед МВФ по валютным резервам (не менее $21,8 сумма чистых резервов, на 1 марта было только $22 млрд.), а также по монетарной базе (не более 192 млрд. грн., на 1 марта было 173,4 млрд. грн.).
«НБУ имеет большие возможности по эмиссии гривни и ограниченные по валютным интервенциям. Скорее всего, до конца марта административными рычагами удастся сдерживать рынок от роста котировок доллара против гривни. Однако в апреле весь накопленный потенциал может прорваться на рынок»,— говорит начальник управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка Эрик Найман.
На протяжении второго квартала НБУ, согласно условиям Меморандума с МВФ, имеет возможность тратить на поддержание курса не более $1 млрд. ежемесячно, чего будет явно недостаточно для удовлетворения спроса населения, банков и предприятий.
Еще одним фактором влияния на гривню является международный финансовый рынок. «В марте наблюдается ослабление доллара на фоне роста котировок акций. Однако этот рост является не более чем коррекцией на медвежьем рынке. Поэтому при возобновлении тенденции падения стоимости акций на американских рынках наверняка начнется и укрепление доллара»,— говорит Эрик Найман.
Впрочем, не стоит забывать и о спекулятивной составляющей курсовых движений. «Согласно данным НБУ, в январе/феврале не было дефицита торгового баланса. Таким образом, в росте курса доллара за этот период значительную роль сыграла спекулятивная составляющая, вызванная ожиданиями рынка, а не фундаментальными факторами. Повышенный спрос на валюту со стороны физлиц на обслуживание кредитов также подогревал интерес к переводу накоплений в твердую валюту. Однако НБУ изменил направление интервенций и стал продавать валюту для погашения кредитов физлиц. Очевидно, что такая политика возымела успех и частично сняла спекулятивную составляющую со стороны наличного рынка»,— говорит начальник управления финансовых рынков «ИНГ Банк Украина» Андрей Потапов.