Государство

С премьером боролись Советом

Заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) стало площадкой для объединения оппонентов премьер-министра

Заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) стало площадкой для объединения оппонентов премьер-министра

Юлия Тимошенко еще до окончания заседания заявила, что будет оспаривать в суде любое решение этого органа. Парламентская оппозиция грозит главе правительства уголовным делом и отстранением от должности.


Позиция президента

Вчера Виктор Ющенко провел масштабное наступление на позиции Юлии Тимошенко по самому широкому фронту — начиная от январских газовых соглашений и заканчивая приватизацией в текущем году, а также вторым траншем кредита МВФ. Президент обвинил главу правительства в том, что она не выполнила директивы во время газовых переговоров. «Премьер-министр не выполнила директивы и не имела полномочий на принятие тех решений, которые были приняты в рамках московских договоренностей. Мандат почему-то принимался задним числом, тогда как на первом заседании правительство не поддержало такого развития событий»,— сказал президент, пожелав всяческих успехов работе временной следственной комиссии Рады, которая занимается расследованием газовых событий в 2008-2009 гг.

Главную угрозу в январских газовых контрактах Виктор Ющенко увидел в обязательстве Украины ежегодно закупать 50 млрд. куб. м газа. «Мы можем их не брать, но должны заплатить. Причем реэкспорт как собственного, так и импортного газа запрещен. Более того, в соответствии с новым газовым договором Украина взяла на себя обязательства самостоятельно обеспечивать транзит российского газа в ЕС»,— сказал глава государства, подчеркнув, что упомянутые документы позволяют России не нести никаких обязательств по поставкам конкретных объемов газа через украинскую ГТС. Много вопросов у президента возникло к компании «Газпромсбыт Украина» и ее истинной роли на газовом рынке страны. Помимо этого, Виктор Ющенко жестко раскритиковал Юлию Тимошенко по поводу предполагаемого дефицита НАК «Нефтегаз» в размере 50 млрд. грн., «авантюрной приватизации» в этом году «Турбоатома», ОПЗ и «Укртелекома», переговоров по российскому кредиту в размере $5 млрд., низкого уровня резервов энергоносителей в государстве.

Решение СНБО, касающееся неотложных мер по обеспечению энергетической безопасности страны, принято за основу и еще будет дорабатываться в закрытом режиме. Об этом сообщила секретарь Совбеза Раиса Богатырева. По всей видимости, на одном из следующих заседаний этого органа Виктор Ющенко вновь разгромно раскритикует Юлию Тимошенко по всем позициям. Ведь СНБО без премьера толком не может повлиять ни на январские газовые контракты, ни на энергетическую безопасность страны в целом.


Позиция премьера

Юлия Тимошенко еще до окончания заседания СНБО заявила, что будет оспаривать в суде решение этого органа, если оно будет соответствовать проекту, розданному членам СНБО до начала заседания. Премьер обеспокоилась прежде всего возвращением компании RosUkrEnergo в схему поставок газа в Украину. Недовольство госпожи Тимошенко также вызвала инициатива СНБО вернуть RUE 11 млрд. куб. м газа, который, согласно январским соглашениям, Украина приобрела у «Газпрома» по льготной цене в $153,9 за 1 тыс. куб. м для обеспечения транзита российского газа в Европу.

Премьер подчеркнула, что ни одно из заявлений, сделанных президентом на заседании СНБО, не соответствует действительности. Она пригрозила президенту обратиться к ЕС для проведения экспертизы газового контракта с Россией. «Я хочу раз и навсегда опровергнуть все обвинения, что Украина подписала невыгодный контракт на газ. Уверена, что вывод ЕС засвидетельствует то, о чем я говорю. Я буду продолжать путь борьбы с коррупцией, которая, к сожалению, развивается, в том числе, под крышей СНБО»,— отметила госпожа Тимошенко.


Совет оправдывается

Сразу по окончании заседания СНБО первый замсекретаря этого органа Степан Гавриш заявил, что Юлия Тимошенко распространила неправдивую информацию, а также нарушила режим секретности тех материалов, которые раздавались членам Совбеза. Господин Гавриш подчеркнул, на заседании не затрагивался вопрос о возвращении на газовый рынок посредника RosUkrEnergo и не обсуждался вопрос о денонсации газовых договоров с Россией. «CНБО, ответственно оценивая отношения c РФ и «Газпромом», понимает, что эти соглашения состоялись и они не могут быть никоим образом отменены, как заявляет премьер»,— отметил первый замсекретаря СНБО, пообещав, что решение по результатам заседания СНБО будет обнародовано через несколько дней.


Мнение эксперта

Руководитель аналитических программ центра «Номос» Михаил Гончар считает, что СНБО никак не может повлиять на январские газовые контракты, поскольку это коммерческие контракты: «Но при этом Совбез по определению должен заниматься вопросами, связанными с энергетической безопасностью, потому что это компонент экономической и, соответственно, национальной безопасности страны. То, что происходило сегодня, можно назвать как угодно, но вряд ли это заслуживает названия «заседание СНБО». Это очередная политическая склока. Обычно такое происходит где-то под куполом Рады, а сейчас переместилось в зал заседаний на Банковую, 11. Как человеку, работавшему в системе национальной безопасности, мне стыдно и больно было все это видеть. Налицо деградация органа и фигур, олицетворяющих понятие «Совет национальной безопасности и обороны».

Господин Гончар считает, что намерение Виктора Ющенко посредством СНБО пересмотреть новые газовые контракты не имеет серьезного характера: «Как председатель СНБО президент должен был делать все своевременно. Тогда бы не было того, что произошло. И при том что Виктор Ющенко по многим позициям действительно прав, сейчас это выглядит как политическая ссора, которую пытаются легализовать через решение Совбеза с оформлением соответствующего указа президента. Несложно предположить, что тут будет нулевой результат, если позиции двух ключевых фигур — президента и премьера — не совпадают». Эксперт подчеркнул, что при наличии конфликта с председателем Кабмина не получится обеспечить энергобезопасность страны: «Это только усугубит ситуацию и даст дополнительные аргументы российской стороне в ее диалоге с ЕС. В частности, по поводу того, что, мол, дайте нам соответствующий карт-бланш и мы там наведем порядок. Ведь эти украинцы даже между собой не могут найти взаимопонимания». «Плохой политической традицией в Украине стало соревнование за то, кто будет сидеть на трубе. И это, к сожалению, имеет прямое отношение к такому темпераментному продолжению газового конфликта во внутриполитическом измерении. Одного сбросили с трубы, а другая на нее села. Пока это порочное соревнование не будет исключено из меню украинской политической элиты, до тех пор Украину будет лихорадить»,— сказал Михаил Гончар.


Позиция депутатов

Замглавы фракции Партии регионов Виктор Тихонов полагает, что заседания СНБО остаются пиар-площадкой. «Это была очередная попытка пиара, причем выгодного как для президента, так и для премьера»,— сказал он «i». Господин Тихонов скептически оценивает перспективу усиления борьбы Банковой за смещение госпожи Тимошенко с должности премьер-министра. «Президенту эта отставка не нужна и невыгодна — он это показал, когда ничем не помог в парламенте, когда голосовалась резолюция о недоверии Кабмину. Тимошенко, в свою очередь, уже успела заработать деньги на предвыборную кампанию, и даже если отставка случится, все равно выйдет из этой ситуации Жанной Д’Арк»,— убежден господин Тихонов.

По его словам, регионалы выступают против решения проблем бюджетных расходов за счет кредитования со стороны других государств: «Пока непонятно, даст ли Россия такой кредит. Но заметьте, когда она говорит о необходимости занять эти средства, она не уточняет, куда они будут потрачены. Она не говорит о том, что будет спасать промышленность, к примеру. Премьер должен заботиться прежде всего о стране, но она совершенно не думает о том, кто будет этот кредит отдавать».

Опрошенные «i» эксперты считают хорошими перспективы Юлии Тимошенко остаться на своем посту. Но глава следственной комиссии ВР по расследованию состояния газотранспортной системы и обеспечения газом потребителей Инна Богословская (ПР) после заседания СНБО фактически назвала еще один способ отстранения премьера, который может быть реализован в будущем. «Я завтра обращусь с депутатским запросом в Генеральную прокуратуру с требованием открыть уголовное дело и отстранить премьера от должности»,— заявила вчера госпожа Богословская.

Народный депутат нескольких созывов Борис Беспалый в комментарии для «i» отметил, что премьер не имеет никаких прерогатив и иммунитетов в сравнении с любыми другими гражданами Украины. «И именно поэтому к премьеру на самом деле можно применять все досудебные предупредительные меры. Но отстранение от должности осуществить они не могут — эти отношения регламентированы Конституцией,— отметил господин Беспалый.— Поэтому премьера можно только «закрыть», можно взять подписку о невыезде, парализовав его работу, и т. д.». Вместе с тем, по словам экс-парламентария, когда речь идет о рассмотрении перспективы открытия уголовного дела против премьера, Генпрокуратуре стоит подумать об ответственности за имидж государства.

«Премьер — имиджевая должность. Насколько бы критической ни была ситуация, нужно читать ее должность полностью: «Премьер-министр Украины». В этом есть составляющая имиджа страны, то есть нужно понимать, что любые действия против премьера — это действия против страны,— убежден Борис Беспалый.— Но юридических препятствий для прокуратуры здесь действительно нет. Именно потому, что речь идет о премьер-министре, эти вопросы и должны рассматриваться на заседании СНБО, а не в прокуратуре». Он добавил, что Инна Богословская, делая подобные заявления, должна делать их со ссылками на все нормативные акты. «Она лично, как и следственная комиссия, не подменяют органов судебного и досудебного следствия. Они только выносят выводы и предложения»,— добавил господин Беспалый.

pedosenko
Share
Published by
pedosenko